Найти в Дзене
Avstralia

Нос . НеГоголь

Я всегда удивлялась в детстве, что моя бабушка, такая добрая и отзывчивая в жизни, становится на работе холодной и сухой. Она просто как робот выполняла все манипуляции, что положено и как положено, не проявляя эмоций. Даже, если дело касалось близких меня или других родственников.

А работала она у меня всю жизнь медсестрой. Буквально с младых ногтей.

Ей был всего 21 год, когда началась война. Она была совсем еще девочкой , да еще и матерью одиночкой. Но как работала в госпитале еще до войны, так и спасала жизни наших мальчиков все четыре года, а потом и до самой пенсии.

Я много слышала от взрослых, что медицинские работники со временем становятся сухими. Что им никого не жалко, поэтому они становятся такими.

Но ведь я знала, какая моя бабушка добрая. Я вообще не знаю ни одного человека, который отозвался бы о ней плохо. Всегда согреет и накормит, выслушает и успокоит. А на работе - стальная леди.

Теперь, когда я так много прошла в жизни, когда я столкнулась с больницей не на словах и не просто как пришедший , пусть даже больной человек. А в реальности. Как человек, который увидел всю изнанку больниц и больных.

Я работаю больничным клоуном. Работаю уже десятый год. Мечтала стать клоуном в больнице много лет, лет 20. Но…Если бы я знала, что меня ждет там, неизвестно смогла бы я пойти на свое главное в жизни собеседование. Не струсила бы????

Я думала, что если человек счастлив, то он просто как интернет будет раздавать свое счастье другим, а особенно «сирым и убогим», а особенно больным, и особенно детям.

Как же я ошибалась. Даже когда нас готовили и учили. А школа , кстати, длилась три месяца.

 Нам преподавали не только актерское мастерство, и всякие навыки циркового искусства типа жонглирования и фокусов.

 С нами вплотную работали врачи, которые рассказывали о болезнях, с которыми нам придется столкнуться. О том, как организм человека реагирует на лекарство, какие могут быть последствия в психике и внешнем виде больных от болезни и препаратов ими принимаемых. 

С нами работали и наблюдали психологи и психотерапевты. Из ста с лишним человек на первое занятие осталось около 50. 

И потом, после каждого занятия как в игре «слабое звено», кого то отсеивали .

Для меня до сих пор удивительно , как я выдержала и осталась и меня оставили в команде.

И даже на этом этапе я не понимала, во что я вляпалась…………

Да, нам много говорили и учили , как входить в своего клоуна, как войти в роль, в свой образ. Наша маска, это даже не грим. 

Это наш НОС.

Ты одеваешь нос , и тебя как личности не существует. 

Ты образ своего клоуна. Это твой антивирусный защитный костюм. Это твой распиратор. Я бы даже сказала – противогаз. 

Так же как противогаз, его нужно научится носить, не задыхаться , не замечать его. Бегать в нем по полосе препятствий, спасаясь от смертельных миазмов окружающей действительности.

Если ты будешь из него выходить из образа, то долго не протянешь.

Я навсегда запомню наш первый рабочий день.

1 апреля 2011 года.

Сегодня у нас фотосессия. Сегодня мы первый раз надели свои новые костюмы больничных клоунов, ботинки (настоящие клоунские ботинки), наложили грим. Все 12 человек. Такие красивые и радостные. Прямо с обложки глянцевого журнала. 

Босс сказал:

- Так, сейчас мы пойдем погуляем по приемкам ( приемные отделения, их 4 )! Всем взять мыльные пузыри и свою мягкую игрушку. Должны же мы отпраздновать «День Дурака».

Да, я кажется, забыла вам написать, что все обучение происходило в актовом зале Детской Республиканской Клинической Больницы г. Казани, где находятся около 20 тяжелых отделений не считая приемок, лечебных и реанимационных этажей.

Кто бы мог подумать, что наша клоунская мать Костя Седов, который нас породил и вынянчил устроит нам такое западло.

Он посадил нас в лифт и нажал цифру "4".

Это сейчас я знаю наизусть где, что находится, а тогда….

Мы вывалились из лифта веселой разноцветной гурьбой и оказались в отделении Онкологии.

И нас ждали 30 детей и их родителей. Их собрали в игровой заранее познакомить с нами. Но мы то были ни сном ни рылом.

- Ну, что Оля! – мелко тресясь прошептала я себе.—Хотела кого - то осчастливить! Вперед! Олга!!! ( олга по татарски это вперед)

Маленькие цыпляточки в платочках и шапочках с синяками под глазами, родители тоже не в самой лучшей своей форме. Вот, где пригодились три месяца учебы по одеванию маски на свою личность.

МОЙ НОС МОЯ КРЕПОСТЬ.

Так бы я теперь сказала про свой маленький кусочек красной кожи, похожей на помидорку.

Три месяца я привыкала его носить. Три месяца я вываливалась из своей маски. Три месяца я приходила домой и плакала, три нескончаемых долгих месяца я училась носить свою маску. Просто для того, чтобы выжить, чтобы остаться в ремесле. От 12 человек той первой школы осталось 5 человек. Остальные выгорели. 

Вот где понимаешь, почему врачей и медсестер подчас называют бесчувственными и циничными, а порой и того хуже – мясниками.

 Они бы не выжили в своей профессии, если бы не научились ставить психологическую защиту , а по простому - одевать маску. 

. Конечно же, это только одна сторона моей профессии. Считать, что мы научились быть бесчувственными большая ошибка. Я и сейчас плачу иногда, и часто на исповеди рассказываю свои переживания Батюшке. Только детям.Больным детям не нужно мое сострадание и моя боль. У них этого страдания и боли и без меня предостаточно. Ребенку нужно детство, просто детство с играми и смехом, песнями и фокусами. Нужен человек. Читаешь человек, а на самом деле КЛОУН который глупее его, которому можно все что хочешь сказать, запереть в туалете, засунуть под кровать, а может даже и побить. А иногда можно просто помолчать и посмотреть в окно........... 

Поэтому я одеваю маску

P.S Моя любимая бабушка! Хоть тебя и нет уже давным давно на этой грешной земле, но ты всегда останешься в моем сердце самой доброй и самой отзывчивой. Спасибо тебе, что ты молишься за меня, я это чувствую!