По статистике Федеральной антимонопольной службы, сегодня половина всей рекламы – это реклама в интернете. Однако далеко не все считают своей «витриной» личную страничку в соцсети, блог, ютуб-канал. Хочется банально и с прищуром сказать: «А зря!»)) Но вместо поучительной теории расскажу о реальных делах об административных правонарушениях за рекламу на ютуб-каналах. Причём с виду ничего общего ролики, о которых пойдёт речь, с рекламой не имеют! Блогеры просто снимают свою жизнь / информационные сюжеты / программы.
1) В ноябре 2019 года Илья Варламов получил штраф от Федеральной антимонопольной службы за рекламу… казино! Вообще, в ролике был обзор организованного одним из калининградских казино игорного тура. Но ФАС посчитало, что кадры из этого казино нарушают ФЗ «О рекламе», в соответствии с которым не допускается реклама в интернете игр, основанных на риске или пари.
Кстати, антимонопольная служба, возможно, и не обратила бы внимания на ролик блогера, но «некий гражданин пожаловался». И вслед за такими жалобами обычно и сваливаются на голову блогеров ведомственные проверки…
2) Несколько «алкогольных» дел. Тот же Илья Варламов весной 2019го заинтересовал ФАС за ролик, в котором отчётливо видна марка виски на бутылке. Алексей Пивоваров – лето 2019 и его сюжет о выборе вина в конкретном винном магазине. И вот, на прошлой неделе – почти через год после выхода ролика с незаконной, по мнению ФАС, рекламой – антимонопольная служба «постучалась» к Анастасии Ивлеевой, в выпуске на ютуб-канале которой демонстрировался вермут конкретной марки (сюжет с приготовлением коктейля).
Кто не в курсе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 8 ст. 21 ФЗ «О рекламе»).
Вы спросите: «И ко мне тоже может прилететь штраф от ФАС за неправильную рекламу?»
Ответ: Конечно!
Согласно ст. 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Вы где-то видите, что личные аккаунты блогеров исключены из мест размещения рекламы? Или, может быть, ютуб-каналы, сайты?
И, кстати, для того, чтобы ФАС возбудило дело об административном правонарушении за незаконную рекламу, совершенно не обязательно демонстрировать в своих соцсетях запрещённые товары и(или) услуги! Достаточно написать, к примеру, что вы – самый лучший, первый, единственный и многое другое без объективных тому подтверждений. Лайфхаки, как похвалить себя и при этом не попасть на штраф, вот здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5ee7dc54220a2c05e5d42323/4-laifhaka-dlia-reklamy-kak-pohvalit-sebia-i-pri-etom-deistvovat-v-ramkah-zakona-5f4e91ab4404ee610e570609
Всегда ваша, Елена Федорук, юрист для онлайн-школ и интернет-проектов.