Практически, во всех книгах и статьях обзорного характера, архитектура и оформление станции "Маяковская"(первоначальное название станции "Триумфальная") - пример русского ар деко. Советский метрополитен, который строился много позже лондонской (1861г.), парижской (1900 г.) и даже токийской (1928г.) подземки, должен был поражать не только функциональностью, но и уникальным синтезом искусства - интеграцией больших и малых форм - архитектуры, скульптуры, фресковой росписи, мозаики. Станция "Маяковская" была открыта в составе второй очереди московского метрополитена в 1938 году, действительно, имела много оригинального. В чём особенность этого решения и почему стилистика этого проекта близка к ар деко?
Первоначальный архитектурный проект разработан главным архитектором Метростроя Самуилом Мироновичем Кравецом, однако при строительстве станции глубокого залегания были допущены просчёты, существенные коррективы внёс Алексей Душкин, который заменил привычный пилонный тип станции и бетонный массив внутренних опор на колонный тип и визуально лёгкий металлический каркас. В итоге, облик станции изменился, став более эффектным, соответствующим современным мировым тенденциям.
Авиаконструктор Александр Иванович Путилин предложил изготовить стальные колонны-опоры на заводе дирижаблей в посёлке Дирижаблестрой (нынче - г. Долгопрудный). Дирижабли, как и цеппелины, - новое слово в воздухоплавании - стали символом 1930-х-1940-х годов и пользовались успехом во всём мире.
Колонны и арки декорированы листами из нержавеющей стали - материала ультрасовременного, стойко ассоциировался с инновационным прорывом в архитектуре вообще, и часто использовался в архитектуре ар деко не только как часть конструкции, но и в декоре (вспомним стилистически образцовое нью-йоркское здание Крайслер Билдинг 1930-года и его одетый в металл шпиль).
Конструктивные элементы - арки и колонны - дополнительно украшены уральским камнем «орлец» и инкрустированы вставками из полудрагоценного родонита (многие русские ювелиры испытывали к этому природному минералу слабость и делали чудные украшения и предметы интерьера именно, можно вспомнить мастеров Faberge). Пол выложен цветными мраморами - желтоватым «газганом», оливковым «садахло» и красноватым «салиети», края платформы - из серого гранита.
Путевые стены декорированы плитами из бело-голубого мрамора «уфалей» и мраморовидным известняком тёмно-оливкового оттенка с цоколем из серо-зелёного диорита. Архитектура ар деко будучи инновационной "одевалась" нарядно. В экстерьере и интерьере использовались изысканные отделочные материалы, экзотические и редкие в том числе.
Потолок, большая часть которого оштукатурена, украшен серией тематических панно Александра Дейнеки «Сутки страны Советов». Панно из наборной стеклянной мозаики выполнены в легендарной ленинградской мастерской Владимира Фролова, благодаря которому сложные композиции из смальты «Сигнальщик», «Парашютист», «Спасская башня днём», «Комбайн», «Прыгун с шестом», «Планеры», «Парашютисты», «Прыжок лыжника», «Сосна», «Статуя девушки с веслом», «Самолет», «Дирижабль над Спасской башней ночью», «Парашютист ночью», «Биплан ночью», «Бомбардировщики ночью», «Стратостат», «Авиамоделисты», «Игра в волейбол», «Парашютисты утром», «Монтажник-высотник», «Чайки», «Подсолнухи» и многие другие визуально разорвали границы подземного пространства, выявив новую перспективу.
Конструктивные и художественные решения, использованные при строительстве и оформлении станции «Маяковская" были представлены на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году, и проект заслуженно получил Grand Prix. Публике был представлен фрагмент станции в натуральную величину! Правда, был представлен не весь проект станции, а только фрагмент. Пути сообщения минимизированы, а для передачи объёма пространства напротив друг друга установили огромные зеркала, которые задавали правильную перспективу бесконечного пространства, в триумфальном масштабе!
Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь своим впечатлением. Для автора - это важно!
Если вы хотите стать участником курса "Ар деко легендарный" и узнать больше об этом стиле, присоединяйтесь! Все подробности - на этой странице!