Найти тему
Жизнь VS Кино

"Холодная война" – пронзительная история о любви и поисках свободы

Оглавление

Один из лучших фильмов 2018 года. Необычайно визуально, музыкально и драматургически выразительный, он посвящен родителям режиссёра и отчасти основан на его семейной истории.

Кадр из фильма "Холодная война"  (2018)
Кадр из фильма "Холодная война" (2018)

Павел Павликовский родился в 1957 году в советской Польше. Когда ему было 14 лет, его мать, преподаватель английского языка Варшавского университета, повезла его в Лондон. И там он узнал, что в Польшу они уже не вернуться. В те годы это означало - никогда.

Он стал гражданином Британии, учился в Оксфорде, работал на ВВС, где сделал несколько наделавших много шума документальных фильмов. В сорок с небольшим он снял свой первый игровой фильм - об эмигрантах, оказавшихся, как и они когда-то с матерью в Англии. Начиная с этого фильма, она стал указывать в титрах своё польское имя Paweł, вместо британской вариации Рaul. Из пяти снятых им полнометражных фильма два самых лучших "Ида" и "Холодная война" сделаны на польском материале, по событиям имеющим непосредственное отношение к польской истории его семье.

Кадр из фильма "Холодная война"  (2018)
Кадр из фильма "Холодная война" (2018)

Холодная война / Zimna wojna (2018) реж. Павел Павликовский

"Холодная война" - это история любви из разряда тех, о которых поётся в народных песнях, роковая, разрушительная. Он талантливый музыкант, типичный представитель "буржуазной" интеллигенции, как было приняо выражаться в те времена. Она талантливая певица и, что называется, "девушка из народа". Они любят друг друга. Но не могут быть вместе. И не могут друг без друга.

У них есть возможность устроиться, боле-менее комфортно жить и в Польше, и во Франции. Но проблема в цене, которую они готовы или не готовы за это заплатить. Чтобы выжить в тоталитарной Польше, нужно лгать и лицемерить, поддерживать особые отношения с репрессивными органами, доносить на коллег и друзей. Чтобы состояться на Западе нужно также лгать и лицемерить ради полезных знакомств и в угоду влиятельным покровителям, учиться эффектно подавать себя, чтобы подороже продать. Но то, что приемлемо для неё, невозможно для него, и наоборот - они очень разные. А их любовь лишает их шанса приспособиться к жизни вместе и там, и тут. И в конечном счёте делает изгоями.

Кадр из фильма "Холодная война"  (2018)
Кадр из фильма "Холодная война" (2018)

В сущности, всех героев фильмов Павликовского, документальных и художественных, можно назвать изгоями. Его как художника интересует человек, застрявший в некой метафизической пограничной неопределенности – эмигранты между старой и новой родиной, сербские националисты между миражами прошлого и настоящего, умирающий Венечка Ерофеев между жизнью и смертью, юная Ида между миром бога и миром людей. Герои "Холодной войны" мечутся между двумя сторонами "железного занавеса". Холодная война" – это и определение состояния политически расколотого мира, в котором они живут, и аллегория их личной драмы.

Кадр из фильма "Холодная война"  (2018)
Кадр из фильма "Холодная война" (2018)

Граница географическая оказываются метафорой иных, незримых границ, проходящих глубоко на уровни душ людей. Расколотый мир режет по живому - разлучает семьи, разрушает человеческие отношения. Непримиримость сердечная разрушает жизнь не менее жестоко. Любовь оборачивается войной, противостоянием и становится в итоге наказанием.

Ида, героиня одноименного фильма Павликовского, выбирала монастырь и бога в противовес реальности, где одни, чтобы выжить, жертвовали жизнью других. Герои «Холодной войны", нигде не найдя ни свободы, ни своего места, делают выбор также не в пользу жизни.

Но остаётся их музыка. А также их история, невероятно красиво рассказанная тем, кто их знал и любил.

Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы читать ещё. Подписаться