Один из лучших фильмов 2018 года. Необычайно визуально, музыкально и драматургически выразительный, он посвящен родителям режиссёра и отчасти основан на его семейной истории.
Павел Павликовский родился в 1957 году в советской Польше. Когда ему было 14 лет, его мать, преподаватель английского языка Варшавского университета, повезла его в Лондон. И там он узнал, что в Польшу они уже не вернуться. В те годы это означало - никогда.
Он стал гражданином Британии, учился в Оксфорде, работал на ВВС, где сделал несколько наделавших много шума документальных фильмов. В сорок с небольшим он снял свой первый игровой фильм - об эмигрантах, оказавшихся, как и они когда-то с матерью в Англии. Начиная с этого фильма, она стал указывать в титрах своё польское имя Paweł, вместо британской вариации Рaul. Из пяти снятых им полнометражных фильма два самых лучших "Ида" и "Холодная война" сделаны на польском материале, по событиям имеющим непосредственное отношение к польской истории его семье.
Холодная война / Zimna wojna (2018) реж. Павел Павликовский
"Холодная война" - это история любви из разряда тех, о которых поётся в народных песнях, роковая, разрушительная. Он талантливый музыкант, типичный представитель "буржуазной" интеллигенции, как было приняо выражаться в те времена. Она талантливая певица и, что называется, "девушка из народа". Они любят друг друга. Но не могут быть вместе. И не могут друг без друга.
У них есть возможность устроиться, боле-менее комфортно жить и в Польше, и во Франции. Но проблема в цене, которую они готовы или не готовы за это заплатить. Чтобы выжить в тоталитарной Польше, нужно лгать и лицемерить, поддерживать особые отношения с репрессивными органами, доносить на коллег и друзей. Чтобы состояться на Западе нужно также лгать и лицемерить ради полезных знакомств и в угоду влиятельным покровителям, учиться эффектно подавать себя, чтобы подороже продать. Но то, что приемлемо для неё, невозможно для него, и наоборот - они очень разные. А их любовь лишает их шанса приспособиться к жизни вместе и там, и тут. И в конечном счёте делает изгоями.
В сущности, всех героев фильмов Павликовского, документальных и художественных, можно назвать изгоями. Его как художника интересует человек, застрявший в некой метафизической пограничной неопределенности – эмигранты между старой и новой родиной, сербские националисты между миражами прошлого и настоящего, умирающий Венечка Ерофеев между жизнью и смертью, юная Ида между миром бога и миром людей. Герои "Холодной войны" мечутся между двумя сторонами "железного занавеса". Холодная война" – это и определение состояния политически расколотого мира, в котором они живут, и аллегория их личной драмы.
Граница географическая оказываются метафорой иных, незримых границ, проходящих глубоко на уровни душ людей. Расколотый мир режет по живому - разлучает семьи, разрушает человеческие отношения. Непримиримость сердечная разрушает жизнь не менее жестоко. Любовь оборачивается войной, противостоянием и становится в итоге наказанием.
Ида, героиня одноименного фильма Павликовского, выбирала монастырь и бога в противовес реальности, где одни, чтобы выжить, жертвовали жизнью других. Герои «Холодной войны", нигде не найдя ни свободы, ни своего места, делают выбор также не в пользу жизни.
Но остаётся их музыка. А также их история, невероятно красиво рассказанная тем, кто их знал и любил.
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino