Найти тему
Дело Модульбанка

Сколько зарабатывают школы

Оглавление

Разбираемся, как школы устроены с точки зрения бизнеса: какие у них доходы и расходы, кто клиенты и почему инвестор-государство вкладывает в них столько денег.

В Дагестане 1446 школ, а в Магадане — 58

В 2018 году в России было 40 498 общеобразовательных школ — это свежие данные Минпросвещения. В этих школах учились 16 013 569 человек, а работали 2 130 446 учителей, то есть на одного учителя приходилось 7 учеников.

В среднем на регион приходится по 476 школ, но если смотреть количество школ не в среднем, а по регионам, меньше всего школ:

  • в Ненецком автономном округе — 26;
  • Чукотском автономном округе — 41;
  • Магаданской области — 58;
  • Севастополе — 61;
  • Еврейской автономной области — 67.

В этих пяти регионах количество школ меньше ста. Но есть семь регионов, в которых школ больше тысячи:

  • Свердловская область — 1065;
  • Ростовская область — 1156;
  • Краснодарский край — 1221;
  • Республика Башкортостан — 1309;
  • Республика Татарстан — 1394;
  • Московская область — 1400;
  • Республика Дагестан — 1446.

При этом нет прямой корреляции между количеством школ и числом учеников. Например, в Дагестане 1146 школ, в каждой из которых в среднем учится по 278 человек, а в Магаданской области 58 школ, в каждой из которых по 287 учеников, — наполняемость почти одинаковая. А в школах Свердловской, Московской областей, Краснодарского края и Севастополя учеников больше — от 485 до 725 человек.

Чем больше детей, тем больше денег получает школа

В России работает система нормативного подушевого финансирования — это значит, что школы получают деньги по количеству учеников. Чем больше человек учится в школе, тем больше ее финансирование.

Нормы в регионах отличаются. Например, в Москве в 2020 году нормы такие:

  • 135 000 рублей в год на ученика начальной школы;
  • 155 000 рублей на ученика 5-9 классов;
  • 175 000 рублей на старшеклассника.

А, к примеру, в Краснодарском крае на одного ученика городской школы выделяют 26 604 рубля в год. Эти деньги распределяются так:

  • 25 581 рубль — оплата труда;
  • 1004 рубля — учебники и игрушки;
  • 19 рублей — дополнительное образование педагогов.

При этом учитывается, что в сельской местности школы могут не набирать столько учеников, чтобы хватило на нормальную работу. Такие школы называют малокомплектными и финансируют дополнительно: например, в Краснодарском крае такие школы получают по 96 144 рубля в год на ученика. Это в 3,6 раза больше нормы для городской школы.

Частные школы тоже получают деньги от государства

Мы попросили директора частной гимназии рассказать, как устроена ее школа, сколько получает денег от государства, как обучает и на что обращают внимание родители при выборе школы.

Рассказывает Лариса Агранович, директор частной гимназии «Эрудит»

Деньги. Аккредитованные частные школы, как и муниципальные, работают по федеральному государственному образовательному стандарту. Учебные планы одинаковые, но частная школа может оказывать дополнительные услуги сверх стандарта.

Реализация программ в рамках госстандарта частным школам тоже финансируется из бюджета, но только тем, которые аккредитованы государством. Сумма зависит от города: например, наша гимназия находится в Краснодаре и получает по 26 604 рубля на ученика в год. В сумме получается около 10 млн рублей.

Наша гимназия находится в Краснодаре и получает от государства по 26 604 рубля на ученика в год

Всё остальное — кружки, секции, медобслуживание, занятия с логопедом, питание, автобус для учеников, который привозит их в школу и развозит по домам, — оплачивают родители. За одного ученика в месяц родители платят 32 000 рублей.

Программа. В нашей школе все ученики с 1 по 11 класс находятся в школе до 16:00. У начальной школы после уроков идут секции, занятия с логопедом, у средней — секции, кружки, у старшей — подготовка к ЕГЭ.

Кружок робототехники: ученики собирают роботов, управляемые машинки и мотоциклыУченики старшей школы проводят эксперимент с реагентами на уроке химии. На заднем плане — интерактивная доска
Кружок робототехники: ученики собирают роботов, управляемые машинки и мотоциклыУченики старшей школы проводят эксперимент с реагентами на уроке химии. На заднем плане — интерактивная доска

Родители оплачивают учебу, поэтому частная школа может создавать более комфортные условия: разнообразное питание, классы до двадцати человек в средней школе и до шестнадцати в начальной школе, дополнительные программы.

В муниципальных школах всё то же самое, но предметы изучают целым классом, а мы делим на подгруппы по уровням знаний и по темпу усвоения — так каждый ребенок получает знания в том виде, в котором способен их освоить. При этом группы подвижные: например, есть сильная группа по математике, и, если ребенок чувствует, что не справляется, может перейти в группу обычного уровня, а если наоборот, ученику скучно в обычной, переходит в сильную.

Мы не готовим еду в здании школы. У нас есть контракт с компанией, которая привозит готовые блюда, и раздаточная зона в формате шведского стола. Дети питаются три раза в день — есть завтрак, обед и полдник. Каждый подходит и накладывает в тарелку, что хочет
Мы не готовим еду в здании школы. У нас есть контракт с компанией, которая привозит готовые блюда, и раздаточная зона в формате шведского стола. Дети питаются три раза в день — есть завтрак, обед и полдник. Каждый подходит и накладывает в тарелку, что хочет

Подготовка к ЕГЭ. В 10-11 классах начинается узкая специализация. Например, ученик хочет поступать на инженера, тогда у него будет больше часов математики, физики и информатики. В государственных школах есть четкий план, условно три часа русского, три часа математики, три часа физики, а мы можем давать больше часов математики и физики, если ученику это нужно для подготовки к ЕГЭ.

Специализация в старших классах позволяет родителям не тратиться на репетиторов. Я так и ставлю задачу учителям: ученики не должны уходить к репетиторам. За счет такой системы наши ученики показывают высокие результаты по ЕГЭ. Например, по русскому языку в 2019 году средний балл по краю — 73,5, а у наших учеников — 88, по профильной математике средний по краю — 58,6, у нас — 64,1.

Родители. Пятнадцать — двадцать лет назад родители приходили на экскурсии по школам, смотрели обстановку, питание, комфортные ли условия, сейчас смотрят на рейтинги по результатам ЕГЭ, педагогов, учебный процесс и выбирают те школы, что дают глубокие, серьезные знания. Мы так и говорим: «Не надейтесь, что здесь учителя будут на извольте-с ставить четверки и пятерки. Будет строго и жестко, но и уровень знаний по всем предметам будет высоким».

Не надейтесь, что здесь учителя на извольте-с ставят четверки и пятерки. У нас строго и жестко, но и уровень знаний по всем предметам высокий

Учителя. Каждый год мы приглашаем молодых преподавателей, чтобы обучать их. Даем минимальную нагрузку, тьюторство, научные проекты, обеспечиваем работой, но они всегда должны присутствовать на уроках того учителя, у которого учатся. Только после внутреннего обучения запускаем в классы как преподавателей.

Костяк у нас из опытных учителей, текучки нет: те, кто начинал работать двадцать лет назад, до сих пор работают. Поэтому и приглашаем новых преподавателей — чтобы омолодить коллектив.

В государственных школах зарплаты у учителей обычно ниже: например, базовая ставка в Краснодаре — 25 581 рубль, в реальности может выходить больше из-за категории педагога, количества часов, классного руководства, но в частных школах всё равно получают больше — 60 000 — 70 000 рублей. При этом многих учителей в государственных школах всё устраивает. Когда я переманивала сильных учителей, делала это в основном за счет высокой зарплаты, но требования у нас соответствующие.

Реклама. Мы не даем рекламу, потому что у нас нет свободных мест сейчас и потому что лучше всего работают рекомендации: родители рассказывают своим друзьям, знакомым о нас, и те потом приходят.

Директор. У нас нет человека, который отдельно занимался бы бизнес-процессами. Все обязанности выполняет директор: ремонт, учебный план, деньги, сотрудники. Директор и учителя, которые открывали школу двадцать лет назад, они же и учредители.

Прибыль. Мы некоммерческая организация, и в нашем уставе прописано, что прибыль мы не извлекаем. У нас расходы равны доходам, и всё, что мы зарабатываем, можем потратить только на уставные цели:

  • оборудование. Например, в каждом классе у нас интерактивные доски и современные ноутбуки, а у каждого учителя — рабочий ноутбук, поэтому не было проблем с дистанционным обучением: учителя взяли ноутбуки, системный администратор настроил доступы, и всё работало;
  • зарплаты учителей;
  • медицинское обслуживание детей;
  • аренда здания;
  • спортивный инвентарь.

И все частные школы прибыли не извлекают: работают, получают деньги и тратят их на аренду, зарплаты, питание и оборудование.

Сколько государство тратит на образование, как от этого зависит уровень благосостояния страны и правда ли, что правительству выгодно некачественное образование, — читайте в статье:

Сколько зарабатывают школы