Прежде всего, напомним, что о белорусском майдане и его возможных перспективах мы подготовили материал ещё за два месяца до президентских выборов в республике. И пришли в нём к выводу о том, что, несмотря на имеющиеся проблемы, действующий белорусский президент Александр Лукашенко (он же Батька) свою власть, скорее всего, удержит.
Так оно, в общем, и произошло, что не означает попыток раздувания протестных настроений с использованием классических «майданных» технологий, имеющих широкое хождение также и далеко за пределами постсоветского пространства. Здесь достаточно вспомнить «арабскую весну», и продолжающиеся протесты в Ливане, события в Венесуэле и много чего ещё.
Белорусские события также содержат некоторые специфические особенности, включая этноконфессиональный и гендерный колорит. Так же как и в соседней Украине, местные католики (как поляки, так и белорусы) всё активнее выступают в роли заводил протеста. Как представляется, вовсе неспроста белорусские власти не пустили в страну возвращавшегося из Польши главу местных католиков архиепископа Тадеуша Кондрусевича. Согласно некоторым предположениям, его рабочая поездка на историческую родину была связана не только с участием в церковных мероприятиях, но и с получением инструкций о том, как действовать дальше. Напомним, Западная Белоруссия традиционно рассматривается польскими националистами в качестве «Восточнях Кресов», подлежащих колонизации, а местное население предназначено к ополячиванию и окатоличиванию…
Отсутствие чёткого плана действий не позволило протестующим в первые дни после 9 августа перехватить инициативу на улицах Минска и других белорусских городов, однако сдаваться они явно не намерены. Чем дальше, тем больше тактика оппонентов действующей власти напоминает киевский майдан, «передовым отрядом которого» было студенчество и боевики националистических группировок.
Что же касается широкого вовлечения в протесты женской части населения, то (и об этом сравнительно мало известно), подобная тактика была опробована в странах Латинской Америки, где активно распространялось движение «Женщины в белом», а также на Украине. Придумавшие её политтехнологи, очевидно, уверены в том, что силовики не посмеют трогать женщин и детей, какие бы провокационные лозунги те не выкрикивали. А если нервы с сотрудников правоохранительных органов не выдержат – что ж, тем лучше: появятся яркие картинки, призванные обличить приговорённый к сносу очередной «кровавый режим». Протест радикализуется, что может привести к успеху, как свидетельствует опыт той же Украины после так называемого «разгона студентов».
Разумеется, всё это учитывается белорусскими силовиками, которые не разгоняют «мирные протестные акции» с использованием специальных средств, а только лишь усиливают охрану административных зданий и стремятся перенаправлять толпы митингующих туда, где они будут представлять меньшую опасность не только для общественной безопасности, но прежде всего – для самих себя.
В определённой мере это работает – протесты, как минимум, утратили радикальность, превратившись в некое подобие народных гуляний. Люди на улицах и площадях танцуют и поют, водят хороводы, а также фотографируются на фоне омоновцев.
Всё бы хорошо, да вот только подобный сценарий мало устраивает внешних кураторов происходящего. Предвыборный хаос в Америке и раздрай в Европе не должен никого вводить в заблуждение – внимание к соседям России и к ней самой так не только не ослабевает, но, напротив, усиливается. Одна история с якобы отравленным «Новичком» Алексеем Навальным, которого со времени перевода в берлинскую кинику «Шарите» никто не видел, свидетельствует о многом.
Какая тут связь с Белоруссией? Самая прямая: если недовольство идёт на убыль, то его необходимо подхлестнуть, и здесь «сакральная жертва» – наиболее эффективный вариант.
В первый сентябрьский день учащиеся нескольких вузов вышли на марши протеста, что явилось хорошо подготовленной акцией. Известно, что руководимый из Польши Telegram-канал Nехта ещё в августе представил план всеобщей забастовки школьников и студентов. Так, студенты должны были создавать стачкомы, организовывать фонды взаимопомощи при участии бывших выпускников, поддерживать «честных» преподавателей, открыто выходить из Белорусского республиканского союза молодежи и иных провластных структур. Одновременно родители школьников призывались под камеру обличать учителей – «фальсификаторов» выборов 9 августа, забирать детей из «неправильных» школ, расклеивать листовки, оказывать давление на власти в иных формах.
Всё это в 2013-2014 году уже проходили в «революционном» Киеве, и каков результат? Многолетняя братоубийственная война на Донбассе, уничтожаемая ударными темпами экономика, продажа земли, всего и вся, разбегающееся население… Конечно, не видевшей никакого другого главы государства кроме Лукашенко белорусской молодежи это не объяснить. Надо обязательно набить собственных шишек, отрезвление обязательно придёт (если не у всех, то у многих), но как бы не было уже слишком поздно…
В качестве нотки оптимизма в заключение отметим, что акции школьников и студентов 1 сентября ограничились только Минском, да и там были относительно немногочисленными (1-2 тысячи человек при общей численности студентов в вузах белорусской столицы 170 тысяч). В целом они носили мирный характер, однако наличие радикального ядра, усиливаемого боевиками с соседней Украины и внешними кукловодами, не даёт оснований говорить о том, что всё закончилось.
Делитесь комментариями, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!