Найти тему
language_wizard

Минусы ЕГЭ по английскому языку

Минусы ЕГЭ по иностранным языкам

ЕГЭ, как, впрочем, и любой другой экзамен по иностранному языку (включая серьёзные международные экзамены типа CPE, IELTS, DALF) не являются некоей конечной точкой в его изучении. Для неносителей – это процесс, который практически не имеет завершения, и не существует некоей конечной точки, после которой можно выдохнуть и спокойно и уверенно сказать, что теперь ты точно всё всё знаешь и умеешь.

Во-вторых, из не очевидных минусов – боязнь сделать ошибку. Как известно, на ошибках учатся, но в случае с экзаменом за это просто снижают баллы. В конечном итоге это может привести к боязни любой коммуникации на иностранном языке, и бороться потом с этим бывает очень сложно.

В-третьих, огромная шаблонность самого экзамена. Например, недостаточно просто написать эссе, оно должно быть строго 5 абзацев, включать в себя вступление, аргументы, контр-аргументы, контр-контр-аргументы (!) и заключение и при этом роль учителя будет не столько в том, чтобы научить выражать свои мысли, а в том, чтобы научить студента этой структуре (5 абзацев, убедительная аргументация, слова-связки, а главное – где вообще взять идеи на эссе). Прирост самого языка на этом этапе обеспечить очень трудно, упор делается на заучивание клише (как и в говорении, впрочем) и на соответствии некоей структуре. Почти весь год уходит на форматную работу и язык как таковой на этом этапе практически не учится.

В-четвёртых, оторванность языка ЕГЭ от реального языка, на котором общаются носители. Это касается и грамматики, и говорения уж тем более. Например, динамика языка ушла далеко вперёд, и сейчас уже можно считать нормой сокращённые формы типа «gonna», конструкция «there’s» там, где по правилам должно быть множественное число «there are» и т.д. Во-вторых, школьников учат видеть так называемые «костыли» - те слова, после которых почти на 100% идёт то или иное время – например, в предложении с «ago» обязательно будет «Past Simple», а в предложении с «recently» будет «»Present Perfect». На самом деле употребление этих времён в жизни не совсем будет так, как в заданиях, потому что, например, американцы и британцы эти времена будут употреблять по-разному в одной и той же ситуации. Конечно же, в школе этому не учат, и если ученики дополнительно не занимаются, то узнать им это будет скорее всего неоткуда, и , конечно, на слух они эти конструкции скорее всего в реальной жизни воспринимать не будут.

В-пятых, раздел говорение. Дети на экзаменах «коммуницируют» с компьютером, который, конечно же, никакой обратной связи не даст, ничего не ответит и не спросит. Т.е. сама ситуация коммуникации совершенно искусственна и надумана. К тому же там опять даются некие клише, которые нужно просто заучить и потом просто забыть с большой долей вероятности. Конечно же, язык в такой ситуации будет очень ненатуральным и выхолощенным, а если мы вспомним, что ошибки крайней нежелательны, то он ещё будет и довольно примитивным (а за правильный, богатый и красивый язык баллы не добавляются!).

Тем не менее, это экзамен открытый, прозрачный, в сети легко находятся все требования и критерии, а также тренировочные задания и материалы по нему, что, конечно же, является непременным плюсом.

А какие недостатки ЕГЭ знаете вы?