Тем временем, мы вплотную подошли к окончанию второй декады и, по совместительству, последнему полноценному году для восьмого поколения консолей. Наперекор участившимся разговорам о затухании игровой индустрии и увядании "золотого века" видеоигр, сей год зарекомендовал себя если не исправлением ситуации в лучшую сторону, с помощью примерных наметок дальнейшего курса происходящего, то по крайней мере не покосился в другую сторону, уверенно устояв на ногах.
Здесь допустимо мнение о том, что подобно 2014-му, в 2019-ом нет конкретной большой игры, общепризнанной и выбранной, хотя бы доброй массой людей, как GOTY. Я же считаю, что это действительно так, но в то же время не вижу в этом проблемы, поскольку сам год вышел богатым вовсе не на блокбастеры и 10-балльные проекты. В 2019-ом состоялось торжество игр-экспериментов, среднебюджетных, артхаусных, авторских, и прочих инди-игр. И это прекрасно. Это как раз знак того, что индустрия не застаивается.
5. Days Gone
Days Gone изначально выглядел темной лошадкой во всех смыслах: игра от, пусть довольно пожилой, но ныне непримечательной и малоизвестной, студии Sony Bend (Syphon Filter, Uncharted Golden Abyss), до этого не работавшей в нише ААА-проектов больше десяти лет; вторичный зомби-сеттинг в открытом мире, напоминающим проходные дженерики от Ubisoft (от которых меня сильнее воротит с каждым годом); явные сходства с TLOU, только более бюджетный; и бросающиеся в глаза технические шероховатости. Всё это очень не вызывало доверия. Небольшая команда из менее, чем двухсот человек, без опыта больших игр, сразу замахнулась на такое. Я был очень скептичен в отношении Days Gone до релиза. А когда игра вышла, лишь удовлетворенно цокнул языком, видя средние оценки от критиков. И забыл я об игре на год.
В какой-то момент я стал замечать всё больше и больше людей, которые утверждали, что проекту стоит дать шанс, и что он не так плох, а пресса в очередной раз обнажила свою некомпетентную личину. Спустя полтора года с выхода Days Gone, я засел за неё, и быстро понял, что ошибался.
Часть из моих опасений, конечно, подтвердилась, однако она быстро ретировалась под натиском обнаруженных достоинств. Таких как: простая, но трогательная история; проработанные основные и второстепенные персонажи, детальная живая химия между ними; прекрасно прописанный и сыгранный главный герой (в шоке, что парня не номинировали на TGA 2019 за отличную актерскую работу); брутальность и бескомпромиссность отдельных моментов; проработка физики байка на запредельном для индустрии уровне (прямо уровень Rockstar); великолепная картинка на движке Unreal Engine 4, включающая в себя прекрасные погодные эффекты и живописные пейзажи, а также фотореалистичность картинки без налета пластиковости того же Frostbite или Dunia Engine. Порадовала анимация персонажей, фриков и, конечно, самих орд.
Минусов у проекта все же хватает: оптимизация даже после очень тяжелых патчей под 30 Гб продолжает страдать во второй половине сюжета; сама история излишне затянута; технические и геймдизайнерские косяки (зачем взламывать багажник у пикапа, если заднее стекло разбито?!); вездесущие прерывающие черные экраны; местами хромающая режиссура (если не брать за основу ключевые моменты, которые поставлены хорошо) и прочее. Но, как я уже говорил, это всё добро компенсируется ворохом достоинств. Days Gone для меня лучшая игра в стиле Ubisoft этого поколения. Как вы знаете, Sony в этом поколении выпускала несколько таких игр: Horizon Zero Dawn, Spider Man, Infamous Second Son и Ghost of Tsusima. Так вот, Days Gone среди них определенно фаворит, и с большим отрывом.
4. Observation
Прошедшая незаметно мимо игроков Observation зацепила меня ещё на первых трейлерах. Это проект небольшой части от издателя Devolver Digital и бывших разработчиков Alien Isolation. Стилистика последних видна невооруженным глазом. В качестве управляемого персонажа - ИИ на космической станции, подвергнувшейся влиянию некой аномальной силы.
С первых минут проект берет интригой и не отпускает, постепенно раскручивая маховик тайн, окутывающих всё действо. Но чем ближе к финалу, тем больше оно скатывается в сюрреалистическое эзотерическое безумие.
Ко всему прочему, проект прошел крайне тихо и почти никто о нём не говорил и не писал, из известных лиц и журналов. Что очень огорчает, поскольку Observation довольно уникален и в игровом искусстве достаточно самобытен.
3. Disco Elysium
Disco Elysium - одно из важнейших откровений последних лет в видеоигровом искусстве. К перечню европейских стран-разработчиков примкнула ещё одна - Эстония, где отличилась такая студия ZA/UM. Независимая студия, чей дебют потряс игровую индустрию в 2019-ом году, на равных конкурируя на наградной арене с большими крупнобюджетными гигантами, отхватив парочку статуэток, в том числе и за сценарий.
История появления игры довольно интересна. Изначально она и вовсе не задумывалась как игровое произведение. Идея возникла у идеолога и будущего руководителя студии Роберта Курвица, который занимался разномастным творчеством, пока не узнал о Dungeons & Dragons. Ну и художника понесло. По итогу игра, что неудивительно, вышла из-под ауры вдохновения такими мастодонтами как Planescape: Torment и Baldur's Gate. Однако одно из главных отличий Disco Elysium в том, что в ней практически полностью отсутствует боевая система. Зато вариантов диалогов и путей решения здесь велико как нигде более.
2. Sekiro Shadows Die Twice
Взяв перерыв после завершения сразу двух проектов подряд, Хидетака Миядзаки вернулся в индустрию спустя три года. К тому моменту уже немного поистлевшие булки игроков вспыхли ярким пламенем по новой. Sekiro принесла в игры From Software самую быструю боёвку, самых навороченных и смертоносных противников и, наконец, вменяемый последовательный сюжет (почти). И немудрено, ведь Миядзаки на сей раз не был ответственен за историю.
Признаться, до релиза я не был уверен до конца в этой игре. Смущал совершенно чуждый мне сеттинг. Однако, пройдя игру, я перманентно влюбился в него. Да, временами было чертовски больно как в лучшие моменты прошлых игр студии. Но по итогам Sekiro была пройдена три раза на три самые финальные концовки. В игре их всего пять, потому я сплю и вижу, как вновь найти время погрузится в это удивительное приключение.
Передвижение и управление персонажем чертовски приятное и тактильное, а уж боевая система и вовсе лучшая из всех, что создавала студия. Это точно стоило того, чтобы урезать билды и сократить арсенал. Sekiro гордо располагается на третьем месте в топе лучших игр From Software, сразу после первой Dark Souls и Bloodborne.
1. Death Stranding
Death Stranding являлся моим самым желанным и, соответственно, ожидаемым произведением в своё время. Лишь после череды первых трейлеров, обладавших какой-то запредельной аурой загадочности и интриги, я спешно принялся форсировать упущенную серию Metal Gear Solid. После неё на Кодзиму я смотрел совсем иначе, а демонстрация первого и общего костяка геймплея на Е3 2018 подняла уровень ожиданий до запредельных, едва не перегнав в плане хайпа игры Naughty Dog, в частности горячо ожидаемый мною TLOU2.
Стоит признать, что никто не представлял, что именно ТАКОЙ получится Death Stranding в итоге. Игрой на 60 часов, про длительные переходы по пересеченной местности; с огромным бельмом на глазу в виде перегруженного интерфейса. В уникальной вселенной, совмещающей хай-тек, бади-хоррор и природные идиллистические ландшафты Исландии, сдобренной неприлично огромным количеством референсов к Евангелиону. При этом, фирменные приёмчики и мелочи Кодзимы на месте. Даже, я бы сказал, из них всё и состоит. Проще говоря, это самая авторская и личная вещь Кодзимы. Со всеми приумноженными как достоинствами, так и недостатками.
Я оценил неспешный темп всего геймплея с малыми вкраплениями динамики и экшена, которые за счет своей редкости, ощущаются сильнее и острее. История на первый взгляд кажется непростой, но на деле оказывается проще некуда. Но за счет необычного повествования и продуманности мира, выглядит как нечто из ряда вон. Ни в коем случае не стоит относится слишком серьезно к этому произведению. Благо, количество странностей, шуточек на серьезных щах, подколов и проломов четвертой стены здесь колоссально, и сам сюжет крайне сентиментален (даже опуская весь гиперболизированный политический окрас) и временами смешон. Так что неподготовленному человеку я бы вряд ли советовал пробовать DS. Для тех же, кто знаком с играми Кодзимы, эта вещь - словно подарок фанатам. DS, как никакая другая игра Хидео, является чистейшим отражением своего автора.
Достойные упоминания:
- A Plague Tale: Innocence - добротное приключение от небольшой французской студии, проносящее игрока через средневековую смуту, поглощенную чумой, потоками зверских плотоядных крыс и преследованиями инквизиции;
- Astral Chain - крепкий слэшер от Platinum Games, эксклюзивно для платформы Nintendo;
- Resident Evil 2 Remake - образцовый ремейк, который засунут в упоминания исключительно по личным соображениям. Фанатом и олдом в серии RE я не являюсь, потому для меня это просто хорошая игра на пару вечеров;
- Metro: Exodus - триквел серии Метро, с присущей её авторам скрупулезной проработке визуальных мелочей, шикарной атмосферой приключения, гипертрофированными персонажами и сюжетом, кривоватостями и багами. Хорошая игра, определенно лучшая во франшизе;
- Control - среднебюджетная игра от финов из Remedy, получившая неоднозначные отзывы, но безусловно интересная, с отличным дизайном, физикой и лором. Видно, что проект недорогой, и слабые анимации и минимум постановки можно простить в угоду атмосфере, идеям и стильному визуалу;
- Telling Lies - Сэм Барлоу продолжает экспериментировать, и на сей раз замахнулся на несколько героев, заставляя игрока распутывать клубок комплексной истории с хорошими актерскими работами;
- Phatologic 2 - продолжение тире ремейк культового авторского феномена 2004-го года от Николая Дыбовского;