Поистине богатый на игры год выдался, множество проектов из которого до сих пор лежит в моем бэклоге. Вместе с тем удивительный 2017-ый не выдал в моём случае ни одного 10-ти балльного произведения, которое выжало бы из меня максимум эмоций. Да, есть проекты, и их не мало, которые смогли приблизится к этой отметке, но факт остается фактом. К тому же, благодаря сей насыщенности, мой спиской в этот раз не будет ограничен жалкой пятеркой.
10. Outlast 2
Оригинальный ужастик от Red Barrels образца 2013-го года подарил мне лошадиную дозу страха и адреналина. По первой, разумеется, этот страх приходился на первые часы игры, а затем я постепенно начал привыкал к тамошней модели и тамошним механизмам нагнетания и устрашения игрока. И когда анонсировали вторую часть, я был одним из первых, кто рвался в неё поиграть. И вот тут меня ждал сюрприз. Первое прохождение оставило меня в двойственных чувствах, будто мне чего-то не додали. Ощущение, что авторы перегнули палку с напряжением, бесконечными прятками и погонями в однообразных деревушках, а также скомканность и нераскрытие темы самой игры. Всё это поначалу отталкивало, и я быстро признал, что первая часть получилась сильнее и сбалансированнее.
И тут, спустя год мне вдруг захотелось перепройти сиквел. По итогу я остался в гораздо лучших впечатлениях, поскольку мой взор не застилали неимоверно высокие ожидания на релизе, и оценивать и разбирать игру на составляющие стало проще. Да, часть минусов так никуда и не делась, но почему-то проект на втором прохождении понравился мне гораздо сильнее, и до сих пор эти впечатления не угасли.
9. Cuphead
Каюсь, я спустя три года после релиза так и не прошел эту игру. Но остановился совсем недалеко и долбился, как и многие, в робота из третьего мира. Да, там ещё финальный босс дает мочи. Но до него ещё нужно добраться. А так... Выдающийся визуал, вкупе с музыкой создает на экране атмосферу мультфильмов Диснея 30-х годов. За такие заслуги авторы были награждены на той же TGA, обойдя таких крупнобюджетных мастодонтов визуала как Persona 5, Horizon Zero Dawn и The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Весьма нечастое явление.
8. Little Nightmares
Удивительный проект, навеянный творениями датской студии Playdead, но со своими уникальными фишечками. В плане воссоздания тягучей и плотной атмосферы загадочности и сюрра Little Nightmares вплотную приблизилась к играм вроде Inside и Limbo. Однако у ребят из Tarsier Studio явно больше бюджета и амбиций, но и так же больше проблем с технической полировкой. Игра использует более совершенные графические инструменты (в отличии от своих вдохновителей, опирающихся больше на художественный арт), потому и требования к железу значительно выше. Если та же Inside великолепно оптимизирована и выточена, летая на моем древнем ведре, то с этой игрой всё наоборот. На PS4 проект умудряется раз за разом ронять фреймрейт. Тем не менее, это не особо мешает наслаждаться этим великолепным платформером.
7. Resident Evil 7
"- Да это же P.Т.!" - воскликнул я, и прочие игроки на открывающемся первом трейлере игры. Как выяснилось позже, под личиной популярных игровых ужастиков последних лет скрывалась совершенно новая номерная часть Resident Evil. Тогда-то у многих просто отвисли пачки, и я не был исключением.
После ужасных (с моей точки зрения) последних номерных частей серии, семёрка прямо таки вернула моё внимание к этой франшизе. Авторы из Capcom кардинально пересмотрели подход к RE, вернувшись к истокам: особняку, камерности, дефициту ресурсов, не убиваемым противникам и атмосфере хоррора. Причем, к последнему они не отнеслись прям серьезно, и гармонично разбавили нагнетание и саспенс вкраплениями трэша, стёба и черного юмора. Видно, что RE7 соткана из тенденций ужастиков последних лет, и отсылок ко многим культовым кинокартинам про луизианских рэднеков и не только (Техасская резня бензопилой, Ведьма из Блэр, Звонок и т. д.).
6. Uncharted The Lost Legacy
Вновь разделившись на две команды после релиза Uncharted 4, команда из Naughty Dog первым делом решила выпустить DLC к завершенным приключениям Нейтана Дрейка. Ситуации с первой TLOU не получилось. Вместо короткого 3-х часового забега, ребят понесло. По итогу авантюра вылилась в спин-офф основной серии Uncharted, уже с новым протагонистом, ранее являвшемся второстепенным персонажем. Благодаря умению студии создавать живых героев, Хлоя Фрейзер получилась ничуть не уступающей в харизме ушедшему на покой Дрейку, и лишь одной короткой игрой показала, какой интересной и харизматичной могла быть героиня Лары Крофт (но, к сожалению, не стала) из перезапущенной трилогии.
Uncharted The Lost Legacy - симбиоз всех идей серии, и очередное упражнение команды в создании действительно открытых локаций. Получилось очень годно, ярко, сочно и увлекательно. Доказательство того, что серия вполне может жить и без своей главной звезды.
5. Persona 5
Persona 5 - очередное достижение Atlus, совершенствование идей спин-оффа былинной серии Shin Megami Tensei, и попросту лучшая JRPG последних лет, если не больше. Одна из тех редких игровых серий, в которой попросту нет посредственных представителей (из номерных частей), нет проходняков, а каждая новая часть ваяется долгими годами, полируя и оттачивая формулу до идеала. Потому каждая следующая игра в серии Persona становится лучшей на момент своего выхода. И пятая часть делалась так долго (девять лет), что даже вышла на давно устаревшей PS3, подобно тому как четвертая часть 2008-го года вышла поначалу эксклюзивно на устаревшей PS2.
4. Wolfenstein II: The New Colossus
Относительно давеча пройденная мною вторая часть перезапуска родоначальника жанра шутера от первого лица от умельцев из MachineGames под издательством Bethesda. Вообще, 2016-ый и 2017-ый года стали очень богатыми для игроков на проекты с бляшкой компании Тодда Говарда с точки зрения самих игроков. С точки зрения же самой компании данный период явился продолжительными, нескончаемыми коммерческими провалами. Этот период стал переломным для компании. И хочется верить, что оценят по достоинству пропущенные ими шедевры того периода и возвестят компанию о необходимости возвращения во время когда "трава была зеленее".
Что до самой игры... Ну, это лучший Вульф из всех. Пускай и не столь продолжительный, как New Order, но однозначно прокачанный по всем остальным параметрам. Зубодробительность (игра весьма хардкорна даже на среднем уровне сложности), бескомпромиссность (жесть помножилась на "три"), смелость (настолько лихих издёвок над современными социальными веяниями в крупных проектах последних лет ещё не было) и крутость (каждый сегмент запоминается, умело совмещая как драматичные, так и отмороженные эпизоды). Подарок всем любителям мясных шутеров и качественной изобретательной режиссуры.
3. Hellblade Senua's Sacrifice
Всё свое существование талантливейшая студия Ninja Theory страдала от финансовых провалов своих игр, которые спустя годы получали признание в кругах геймерского комьюнити. Такой несправедливый расклад не мог длится вечно, и уже было находясь на пороге банкротства, студия решила в очередной попытать счастья, но сделать нечто независимое, исключительно на свои гроши, буквально из экскрементов и палок. Результат превзошел все ожидания, и бюджетная Hellblade обрела успех как и у критиков, так и у игроков, став самым прибыльным проектом студии. Сейчас у них всё как никогда хорошо под крылом Microsoft. Правда, я до сих пор сомневаюсь в нужности сиквела, поскольку игра является вполне себе самостоятельным произведением.
2. Nier Automata
Похожая неблагодарная судьба была и у Йоко Таро. Во всяком случае, до релиза Nier Automata. Безумный японец решил провести трюк подобно Хидетака Миядзаки, и повторно ворваться в геймдев, в попытке достучаться до сердец западных игроков. Вышло удачно. А как иначе, ведь геймдизайнер работал совместно с очень успешной Platinum Games.
Игра получилась абсолютно в духе Йоко Таро, но впервые с раздутым бюджетом, позволившим творить на экране феерию спецэффектов и щеголять красочной картинкой. Такого ранее в проектах геймдизайнера не было никогда. Вся серия Drakengard и первый Nier графически были очень устаревшими на момент выхода. Помимо визуала, впервые в его проектах не стыдно за геймплей.
Nier Automata продолжает развивать идеи безумного сценариста и визионера Йоко Таро, доводя их до апогея в бесчисленном количестве концовок и переигровок сюжета, раз за разом раскрывая проект подобно луковице.
1. Prey
Французская студия Arkane давно зарекомендовала себя как наследник жанра иммерсив-сим. В Dishonored они близко подошли к величию представителей этого жанра вроде Deus Ex и System Shock. Однако, их самое известное творение не вызвало у меня никаких эмоций. Чего я не скажу о Prey.
С одноименным проектом 2006-го года эту игру роднит лишь броское название. Но оно тоже довольно точно передает происходящее в игре.
С ходу игра поражает фирменным визуальным стилем студии. В композиторах числится Мик Гордон. А за идеи и геймдизайн отвечают талантливейшие Рафаэль Калантонио и Харви Смит. Да ещё и за отдельные сегменты сценария ответственен Крис Авелон. Ну просто команда мечты, не иначе. На деле вышла не менее качественная игра. Правда, благодаря неумелому маркетингу, проект провалился финансово и был без восторгов принят прессой. Лишь редкие игроки со временем раскусили и открыли для других сей шедевр.
Достойны упоминания:
- Darkwood - польская инди-игра в жанре "выживалка", вдохновленная произведениями Лавкрафта, Дэвида Линча и Стругацких;
- What Remains of Edith Finch - адвенчура от Яна Далласа, отметившаяся выдающейся повествовательной частью, за что отхватила ни одну награду на множестве фестивалей, в том числе и на TGA как "лучший сюжет". Игра и правда необычная, притягивающая взор эстетской душонки. Одно из тех произведений, что обычно именуют "интерактивным видеоигровым искусством";
- Divinity Original Sin 2 - по всем показателям улучшенная и обогащенная первая часть неоклассической RPG 2014-го года;
- The Long Dark - ламповая, довольно дотошная до реализма, выживалка в морозном сеттинге. Идеальна для прохождения в зимнюю пору);
- The Legend of Zelda: Breath of the Wild - одна из важнейших игр в году, в которую я играл немного и не успел распробовать. Но отметить её стоит обязательно;