Найти тему

Хабаровские протесты. Что к чему? Часть 1

Вот такими протесты были в начале https://www.youtube.com/watch?v=9qdVRiu41Xo
Вот такими протесты были в начале https://www.youtube.com/watch?v=9qdVRiu41Xo

Хочется подвести, в некотором роде, черту под ситуацией с Хабаровскими протестами. Хотя некоторая протестная активность у нас, вроде бы, еще и сохраняется. Но погоды она явно не делает и «партия», можно сказать, уже сыграна. Ясными стали и «игроки» и их замыслы и, конечно, результат произошедших событий.

А вот такие протесты сейчас https://twitter.com/196yralo4ka/status/1301178357758001152
А вот такие протесты сейчас https://twitter.com/196yralo4ka/status/1301178357758001152

Для того чтобы понять причины происходящего в Хабаровском крае, нужно обратиться к новейшей политической истории нашего территориального образования. На протяжении предшествующей половины столетия, с 70-го года века 20-го, Хабаровским краем управляли два отличных профессионала, матерые хозяйственники Алексей Клеменьтевич Черный и Виктор Иванович Ишаев. Небольшой промежуток времени между ними в 2-3 года мы опустим, поскольку люди, которые были у руля края в эти штормовые для страны годы, ни чем особым себя проявить просто не успели. Говорить о заслугах товарища Черного в деле развития края нужно много, это само по себе уже материал не на одну статью. Сказать же немного о его коллеге в управлении краем господине Ишаеве крайне необходимо, ибо именно после того, как его вынудили оставить рычаги управления регионом, началась эта история.

В. И. Ишаев – представитель когорты, т.н. «красных директоров». Которых отличали два противоречивых качества. С одной стороны, они, как продукт нового капиталистического времени, считали необходимым обеспечить себе высочайший уровень жизни. А, с другой, они были воспитаны в духе эффективного, без кавычек, советского метода руководства. И не только знали, где проходят те «красные линии», пересечение которых приведет к развалу подчиненных им производственных или управленческих комплексов. Но и понимали необходимость соблюдения этих «красных линий». Собственно говоря, как убежденный коммунист, за первое качество я ненавидел господина Ишаева в пору моей юности, пришедшейся на «лихие 90-е». А вот за второе – стал уважать, как зрелый руководитель, к «десятым». Глядя сейчас, ретроспективно, на прошлое я могу с уверенностью сказать, что Хабаровский край мог перенести кошмар 90-х гораздо более тяжело, чем это случилось в реальности. И, как я видел это в соседних регионах, на примере наших родственников. И это, не смотря на тот факт, что в крае полностью отсутствовала «нефтянка», как на Сахалине, не было «трубы» и даже крупных портов, как в Приморье, и даже отсутствовал такой эксклюзивный экспортный товар, как камчатские крабы. В Хабаровском крае, конечно, было, все. На севере добывали золото и ловили рыбу и «охотского краба», младшего брата камчатского. В Хабаровске и Комсомольске перерабатывали нефть, а на побережье Татарского пролива работали небольшие порты в Ванино и Советской Гавани. Но всего было, что называется, «понемножку». Так что ни одна из традиционных экспортных систем не могла дать краю преимущество перед соседями. Этим преимуществом стал руководитель края, который сумел создать небольшой «пул» работающих предприятий, в который входили такие представители как артель старателей «Амур», завод КНАаПО, занимавшийся экспортными заказами истребителей, крупнейший на Дальнем Востоке региональный банк Далькомбанк и выделившийся из состава советского «Аэрофлота» Хабаровский объединенный авиаотряд, будущая авиакомпания «Дальавиа». Эти предприятия, дополненные тогдашним «островком социализма» - ДВЖД, получили в крае режим наибольшего благоприятствования, защиту от криминала и, соответственно, пополняли краевую казну налогами.

Как бы там ни было, но 90-е кончились, РФ усиленно «вставала с колен», хотя в «нулевых», когда «вставание» реально можно было заметить, не только олигархам, но и простым людям, как раз ни кто об этом не говорил. Вместе со всей Россией поднимался и Хабаровский край. Естественно, что этот процесс не мог не отразиться и на популярности губернатора. Народ простил своему «красному директору» и личное обогащение и финты сына с хлебной торговлей в Хабаровске. Так что со стороны населения Хабаровского края у Виктора Ивановича было все безоблачно. Тучи начали сгущаться «на западном горизонте». В 2005-2006 году на здание относительно нового на тот момент пассажирского терминала аэропорта Хабаровск и заправочные мощности положила свои загребущие глаза нефтяная группа «Альянс». Собственно, ее деятельность в крае началась еще на рубеже веков, когда ее собственники приобрели практически убыточный хабаровский нефтеперерабатывающий завод, поучаствовав в его реконструкции. Однако сказка о добрых бизнесменах-меценатах очень быстро стала страшной. О силе стоящей за ними «московской руки» можно судить по тому, что правительство Хабаровского края было вынуждено произвести акционирование ГУП «Дальавиа» выделив в отдельную компанию собственно аэропорт – бывший ее базой несколько десятилетий. Правда, рулежные дорожки и ремонтные ангары «нефтяников» не интересовали, так что краевое правительство сохранило часть пакета «нового» предприятия. Акционирование сыграло в дальнейшем в судьбе авиакомпании роковую роль. Резкое повышение цен на авиакеросин в 2008 году создало абсурдную картину. Когда самолеты "Дальавиа" предпочитали заправляться не на своей базе, а в пунктах оборота. Оно стало одной из причин скоропостижного банкротства авиакомпании и поглощения ее «Владавиа», которая, в свою очередь, была поглощена «Аэрофлотом».

Как и положено опытному аппаратчику, В. Ишаев не стал в оппозицию к Москве. А успешная деятельность покладистого губернатора, который еще и не досаждал просьбами о субсидиях, московским чиновникам импонировала. Так что в «нулевых» в крае сложилась нежная едросо-ишаевская идиллия. Хотя на выборы 2004 года Виктор Иванович шел в качестве самовыдвиженца. Однако, это «взаимопонимание» жертвы и хищника привело к тому, что Хабаровский край, наверное, первым из дальневосточных регионов выпал из «красного пояса». Но стервятники не унимались, и следующей жертвой «Альянса» стала артель старателей «Амур». Это было мощное предприятие, которое кроме профильной деятельности занималось торговлей, производством. Имело собственную авиакомпанию, поддерживало хабаровский спорт (молодежные хоккейные «Тигры», волейбольный «Самородок»). Венцом деятельности предприятия стало строительство в Хабаровске спортивного комплекса «Платинум Арена». Наезд на «Амур» был проведен по всем правилам рейдерского захвата с применением московского «админресурса». Который оказался сильнее хабаровского. В 90-е В. Ишаев сумел защитить одно из лучших предприятий края от бандитов, но справиться с высокопоставленным рейдерством не смог. В результате гендиректор компании Виктор Лопатюк мог оказаться на нарах. Но успел сбежать за границу. Считается, что это ему удалось благодаря дружеской помощи губернатора.

Та самая Платинум-арена https://vilingstore.net/interesnye-fakty/platinum-arena/
Та самая Платинум-арена https://vilingstore.net/interesnye-fakty/platinum-arena/

Чтобы в дальнейшем популярный в народе губернатор не мешал хабаровскому пиршеству олигархов, Москва решила от него избавиться. И это была, пожалуй, первая ошибка, приведшая к нынешней ситуации. Хотя столь заслуженного человека, как Ишаев снимали очень осторожно, так сказать, «с повышением», но многие думающие люди в крае сумели сложить 2 и 2. Так что на выборах 2011 года ЕДРО в Хабаровске не просто получило меньше голосов, чем в 2007. Партия власти просто провалилась, получив на 10% голосов меньше, чем в среднем по РФ.

Продолжение следует