Найти тему
История

Как немцы узнали о секретном оружии Варшавского восстания - канализации?

Нацисты боялись канализации. С того момента, как в сентябре они осознали, чем они являются для повстанцев, они сделали все, чтобы перекрыть полякам путь к туннелям - кроме того, что ушли под землю. Откуда они взяли информацию? И сколько они на самом деле знали?

Канализация напугала немцев, дав повстанцам определенное преимущество. Однако в конце концов враги узнали о подземных путях.
Канализация напугала немцев, дав повстанцам определенное преимущество. Однако в конце концов враги узнали о подземных путях.

Первые сведения об использовании повстанцами канализации немцы получили примерно 9 августа . Потом долго этим фактом пренебрегали. Сам Эрих фон дем Бах считал, что отчеты его войск преувеличены.

Итак, немцы знали, но не знали масштаб этой практики и всех используемых маршрутов. Благодаря допросам они узнали о новых люках и о более организованных переходах. Они поняли, насколько важны эти туннели.

Борьба с утечками

Вы можете увидеть это в документах. В отчете полиции безопасности боевой группы «Рейнефарт» от 2 сентября мы находим довольно подробное описание использования канализационных сетей поляками:

Входы в канализацию на площади Красинских [находятся] посередине улицы и Хонигштрассе 23 во дворе, где обычно поднимаются крышки канализации. Один выход из канала по ул. На улице Злота, 7, движение в канализации периодически было настолько высоким, что проходящие по ним люди теряли сознание из-за нехватки воздуха. Бандиты открывали доступ к каналам гражданским лицам только за соответствующую плату (обычно в злотых) или на основании справки, выданной командованием Армии Крайовой.

Это же командование, понимая, что немцы ждут только информации о каналах, постаралось как можно дольше скрыть факт их использования. Поэтому у люков была поставлена ​​охрана, пропускали только людей по пропускам, чтобы пропуски могли оформлять единицы, чтобы в прессе об этом случайно не заговорили.

(…) Усилия, к сожалению, не принесли ожидаемых результатов. Хотя немецкая армия еще фактически не переместила канализацию, отчасти из-за страха перед тем, что или кто может там встретиться, а отчасти из-за отсутствия веры в то, что имеет смысл тратить на это время, по крайней мере, с середины августа до по польским линиям они использовались доверенными лицами (...). Иногда при несчастном случае помогали немцы. Как когда, согласно заметкам Бор-Коморовского:

В начале сентября немецкие саперы начали строительство тоннеля из сада Саски под биржей, который они не смогли пройти и который собирались взорвать. Копая, они нашли канализацию диаметром 120 см, вырыли ее железную броню и двинулись дальше, но через некоторое время их внимание привлек грохот ступеней в канализационной трубе. Потом они поняли, что происходит (...).

Обреченный на провал

Эпизод за эпизодом немцы складывали образ Варшавских каналов. Когда они поняли, с чем столкнулись, они начали искать способы изгнать из них поляков. В дополнение к таким методам, как строительство баррикад, установка ловушек со взрывчатыми веществами, повышение уровня сточных вод, пропускание газа или охрана люков и реагирование даже на малейший шум путем немедленного бросания гранаты, использовались более сложные устройства.

Среди них особой угрозой был «Тайфун», оружие, способное взрывать туннели длиной даже 500-900 метров. Судя по всему, историки до сих пор не уверены, что именно был «Тайфун», да и свидетельств его использования не так много.

Несомненно, борьба с канализацией началась на поверхности. Чтобы их было сложно использовать, нужно было просто не дать противнику войти в них. Например, накрыть люк свинцовым дождем. Прямо как в Мокотове, где немцы пытались отрезать полякам единственный путь отступления (...).

После войны Эльжбета Островская, настоящий знаток канализации, не скрывала, что эвакуация Мокотова обречена на провал. С ее точки зрения, важнейшим элементом этой катастрофы было открытие маршрутов. На этот раз немцы прекрасно знали, куда нужно смотреть, чтобы нанести наибольшие потери полякам.

Они уже знали свои техники и усовершенствовали свои собственные. В результате отступление из Мокотова превратилось в охоту. Ряд мер, которыми располагали немцы, от метания гранат до возведения баррикад и растворения газа, до повышения уровня сточных вод, создавали атмосферу постоянной опасности. Ускользнув от одной опасности, боевики столкнулись с другой. Это вынуждает их к постоянным усилиям, но также все больше и больше ослабляет их психику.

Читайте также: