Найти тему
Свобода во Христе

Праведность выше фарисейской. Часть 4

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

«Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20).

В связи с чем были сказаны эти слова? Прочтем выше.

«Вы - соль земли.... Вы - свет мира» (Мф.5:13,14).

Две метафоры соли и света говорят о нашем влиянии на окружающих. И это влияние основано на нашем отношении к людям и на наших отношениях с ними.

Как мы можем быть солью земли, если у нас нет отношений с ближними? Если к нам испытывают неприязнь самые близкие люди? Если моя жена страдает от моей бурной религиозной деятельности? Если мои дети видят мое лицемерие?

Как я могу быть светом мира, если они не могут на меня надеяться? Презирают меня? Считают ханжой и болтуном? Если видят во мне сплошное притворство?

Как раз этим отличалась так называемая праведность книжников и фарисеев: на словах одно, на деле – совсем другое.

Как превзойти такую праведность? Только путем налаживания отношений, во-первых, с Господом, а во-вторых, с людьми. Первое немыслимо без второго и наоборот.

Иисус оставил нам две равнозначные заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего – сия есть первая заповедь. И вторая подобная ей – возлюби ближнего твоего как самого себя. Иной большей сих заповедей нет»(Мф.22:37-39). На них основан весь закон, о котором Иисус говорит в Нагорной проповеди.

Что значит нарушить закон?

Да, я могу поклоняться по субботам, не красть, не прелюбодействовать, не завидовать. Могу почтительно обходиться с родителями, гнушаться идолов, не произносить имя Божье напрасно и считать Богом только Отца, Сына и Святого Духа.

Это праведность? Да, но пока лишь внешняя, формальная, потому что основана только на букве. Ей не хватает самого главного – добрых отношений с Богом и людьми.

Я не делаю в субботу никакого дела. Но почему-то вон тот человек вызывает во мне раздражение. Почему-то я считаю его тупым, упрямым и ленивым.

Нарушаю ли я субботу подобными размышлениями? Если я считаю себя таким трудолюбивым, а других ленивыми.

Если я думаю, что только мое сердце горит огнем Христовой любви к людям, то я попираю закон, о котором говорит Иисус.

У меня не складываются отношения с людьми.

Кто в этом виноват? Люди?

Мне, только мне следует пересмотреть мое собственное соблюдение заповедей, потому что как сказал апостол Павел: «Закон в одном слове заключается: «Люби ближнего как самого себя» (Гал.5:14).

Закон – это сфера отношений друг к другу и друг с другом. Если этих отношений нет, то праведность моя не превзошла высокомерной эгоистичной показной праведности фарисеев. Я слишком суров к людям. Слишком требователен к ним. Я им не друг, а судья.

Посмотрите, что говорит Иисус сразу з словами о фарисейской праведности: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:22-24).

О чем это? О наших взаимоотношениях. О дружбе, о любви, о взаимопомощи (ст.42). В этом суть соблюдения всех Божьих заповедей. И кульминацией этому гимну добрых отношений служат следующие слова: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

Быть совершенным в праведности означает иметь доброе отношение ко всем людям. Даже к тем, с кем отношения не складываются по причине их враждебности к нам.

Да, к сожалению, не со всеми нам удается наладить добрые отношения. Это еще раз показывает нам то, что мир лежит в грехе. Разделения глубоко въелись в наше сознание. Мы не доверяем соседям, закрывшись от них железными дверьми.

Но, несмотря на это, Господь призывает нас к строительству добрых отношений друг с другом. Мы, люди, образ и подобие нашего Создателя. Несмотря на то, что грех многое в нас испортил и извратил, в нас продолжает жить тяга к миру друг с другом, к миру с Богом. Это заложено в нас от рождения.

Давайте же развивать это Божье качество, чтобы даже те, кто злословят нас как злодеев, глядя на наше богобоязненное, доброжелательное, радушное, мирное житие без слова приобретаемы были. И сия да будет наша праведность, превосходящая холодную, высокомерную, отчужденную, брезгливую, лицемерную праведность книжников и фарисеев первого века.

Соблюдением закона без доброго отношения к людям невозможно угодить Богу.

Служить Господу без нормальных человеческих взаимоотношений – это все равно, что жить в недостроенном доме.

Кто–то из вас живет в недостроенном доме? Без окон? Без дверей? Без стен? Без крыши? Без внутренней отделки? Без мебели, наконец? Хорошо жить в таком доме? Уютно? Приятно?

То же самое называться верующим христианином и при этом не ладить с людьми, тем более с единоверцами. Что будет, если даже с ними мы не наладим здесь на земле добрых взаимоотношений? Когда же мы их построим? Да, на небесах мы будем строить отношения с теми, с кем там познакомимся. Но что, если мы уже знакомы здесь, на земле и при этом отстраняемся друг от друга? Разделяемся? Не можем найти общего языка?

Давайте же перестанем думать о себе то, что я – самый верующий среди тех, кто рядом со мной. Такая праведность погубит меня.

Будем молиться Богу о том, чтобы у нас всегда были добрые отношения с теми, кто нам ближе всех – с мужем, с женой, с родителями, с детьми, родственниками, друзьями, коллегами по работе, «ибо кто о своих, особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).

Давайте заводить среди единоверцев как можно больше друзей. Ведь это те люди, христиане, так же ожидающие пришествия Господа как и мы сами. Ведь это те люди, с которыми нам суждено провести вечность на небесах.

Будем считать окружающих нас людей выше и достойнее себя. Будем думать о себе скромно, по мере нашей веры. Не будем подменять собой Святого Духа, который обличает человека в его неправедности. Но будем мягки, сострадательны, братолюбивы, милосердны. Ведь именно этим отличалась праведность Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.