Когда тогдашний 14-летний Джонас Бриджес побежал вниз по лестнице своего дома в Атланте, крича: «Папа, у меня 1000 фанатов!», его отец, Роб Бриджес, едва заметил этот восторг. Несколько дней спустя Джонас снова ворвался в гостиную: «Папа, у меня теперь 3000 фанатов!» Его отец снова отмахнулся. Несколько дней спустя Джонас сказал отцу: «У меня сейчас 5000 поклонников, и, если их станет еще больше, мне заплатят за это». Наконец, Роб Бриджес повернулся к своей жене и сказал: «О чем, черт возьми, говорит наш сын?»
На деле Джонас Бриджес пытался рассказать отцу, как быстро он стал популярным на YouNow, социальной видеоплатформе, где он начал снимать прямые трансляции из своей спальни под псевдонимом woahits_jonas. Прежде чем его родители узнали, что происходит, Джонас собрал в своем блоге целую армию онлайн-поклонников. Прежде чем родители успели понять, что означает его внезапно обретенная слава, Джонас начал зарабатывать неплохие деньги.
Джонас — лишь один из многих подростков, достигших беспрецедентного уровня известности благодаря социальным сетям. Такие платформы, как Instagram, YouTube, YouNow, Periscope и другие, позволяют любому, у кого есть смартфон и доступ в интернет, собрать свою аудиторию. По данным исследования Центра Пью (Вашингтон), проведенного в 2016 году, 94% подростков ежедневно пользуются интернетом посредством телефона, а 71% пользуются несколькими социальными сетями.
Родители могут годами думать, что их сын или дочь — обычный подросток на YouTube или Instagram, пока однажды менеджер по маркетингу не позвонит им домой с предложением о сотрудничестве. Однако воспитывать этих молодых интернет-звезд не так просто. По мере того, как социальные платформы набирают популярность, мамы и папы с нулевым опытом в индустрии развлечений видят, как меняется жизнь их детей и всей семьи.
Отец интернет-знаменитости Брента Ривера говорит, что совершенно не думал о том, сколько времени сын тратит на социальные сети, пока однажды не заметил на хоккейном матче его фанатов. Они сидели на трибунах, когда к ним подошла женщина; она села рядом с ними и спросила: «Вы Брент? Можешь оглянуться назад?» и указала рукой на задние ряды. «У моих дочерей вечеринка по случаю дня рождения». Брент повернул голову, посмотрел на девушек, и те от восторга чуть не заплакали. Отец Брента был, мягко говоря, в шоке. Оказалось, что его сын уже давно звезда Instagram и YouTube.
Хотя родители в большинстве случаев считают своих детей талантливыми и исключительными, многие из них сильно удивляются, узнав, что сотни или тысячи других подростков внезапно поклоняются их сыну или дочери. Некоторые молодые звезды (как, например, Джонас Бриджес), гордятся своим с каждым днем растущим числом последователей и пытаются объяснить своим родителям, что это и к чему все может привести. Однако часто, как гласит известная поговорка Уилла Смита, родители просто не понимают.
Первый шаг, который часто делают родители этих избранных интернетом ребят, — ищут помощи, чтобы разобраться в ситуации. Чаще всего это означает поиск совета у Google. К сожалению, для каждой молодой интернет-звезды с широко раскрытыми глазами существует множество сомнительных «менеджеров» и «агентов», которые хотят воспользоваться положением подростка и ввести в заблуждение его родителей. «Мы познакомились с множеством замечательных людей в социальных сетях, — говорит Роб Бриджес, — но есть и другая сторона. В этом бизнесе работают очень сомнительные персонажи. Есть менеджеры, которые обещают семьям мир, а в итоге превращают их жизнь в кошмар». Хотя некоторые родители сами решают заняться делами ребенка, но и здесь бывают сложности.
Паула Каплан, руководитель отдела талантов в AwesomenessTV, цифровой медиа-компании, ориентированной на подростковый контент, говорит, что может за милю приметить тревожных родителей. Как человек, проработавший более 20 лет в Nickelodeon, она знает, как индустрия развлечений может разрушить связь между детьми и их родителями. Она советует нанять людей, которые знают, что делают, и «помогают родителям оставаться родителями».
«Ты думаешь, что поступаешь правильно со своим ребенком, — говорит мать Мэдс Левис (Мэдисон Льюис), звезды Tik Tok и начинающей актрисы, — но гораздо тяжелее, когда ты не понимаешь, что делаешь. Вот твоя дочь просто живет своим детством и юношеством, но потом ты видишь, что уже сейчас на своем творчестве она зарабатывает много денег. Какие мудрые действия мы, родители, должны предпринять, чтобы жизнь вдруг не стала трудной?» Звучит размыто, но ведь на самом деле родители большинства интернет-звезд страдают не только от экзистенциальных страхов, но и от реальных физических угроз. Основной инстинкт родителей — защитить своего ребенка, и когда в их жизни вдруг появляются толпы жаждущих поклонников, становится страшновато.
Многие родители пытаются ограничить время, когда их дети находятся на публике «без защиты». И это приводит к жесткому ограничению жизни семей с точки зрения их совместного времяпрепровождения. Семейные киносеансы вдруг отменяются. Ужины на День рождения проводятся в частном, а не публичном ресторане. Если семья захочет поехать в Disney World или сходит на концерт, необходимо заранее обо всем договориться. А чтобы отслеживать местонахождение ребенка, родители сами прибегают к социальным платформам, чтобы находиться в режиме «слежка 24/7».
Отец Мел Джой, популярной YouTube-модницы, у которой более миллиона подписчиков, усвоил этот урок в поездке, в которую он и его дочь отправились в отдаленный район Британская Колумбия. Они сидели в ресторане, спокойно наслаждаясь вкусной едой, когда владелец ресторана подошел к их столу и спросил: «Это же вы Мел Джой?» А все потому, что, оказывается, Мел разместила фото своего ужина в Snapchat. Одна из ее сотен тысяч фолловеров узнала, где девушка ужинала. Поклонница позвонила своему дяде, который оказался владельцем ресторана, чтобы выяснить все. В той же поездке Мел и ее отец столкнулись с другой фанаткой, которая, попросив фото, сообщила, что обнаружила, что Мел находится в этом районе, и несколько дней бегала по городу, надеясь разыскать ее. Часто поклонники доходят до крайностей: они знакомятся с семьями их кумиров. Фанаты завязывают общение с братьями и сестрами, пытаясь втиснуться в доверие близкого окружения интернет-звезд.
Независимо от того, насколько родители вовлечены в карьеру своих детей, динамика семьи неизбежно меняется, когда дети зарабатывают огромные суммы денег — от рекламы на своих YouTube-видео и спонсорского контента до мерчендайзинга и партнерских отношений с брендами. Не говоря уже о том, что интернет-знаменитостей часто буквально засыпают бесплатными продуктами. «Одним из ключевых рычагов, благодаря которым родители показывают власть и авторитет, является финансовая зависимость детей, — говорит отец Мел Джой. — Но если ваш ребенок зарабатывает больше денег, чем любой среднестатистический взрослый человек, этот рычаг исчезает. Вы, конечно, можете пригрозить тем, что если ребенок не уберет свою комнату, вы заставите его искать свое собственное жилье. Штука в том, что он запросто может себе это позволить».
Но до тех пор, пока их детям не исполнится 18 лет, родители все еще имеют некоторый контроль над финансами своих детей. Обычно они выступают в роли менеджеров по счетам и вкладывают большую часть средств на сберегательный счет. В штате Калифорния, например, несовершеннолетние не могут на законных основаниях контролировать свои собственные деньги, и как минимум 15% всех доходов детей (по Закону Кугана) будут отчисляться на личный счет ребенка. Хотя проценты могут увеличиться по желанию родителей. Но воспользоваться этими деньгами ребенок сможет только при достижении совершеннолетия.
Естественно, всегда бывают случаи, когда подростки не придерживаются правил родителей. «Деньги вызвали всевозможные противоречия в семье, — говорит отец Джонаса Бриджеса. — Однажды мы подписывали один контракт, и я решил нанять адвоката. Мы сообщили Джонасу, что сняли деньги с его счета, из-за чего он расстроился». Но родители лишь хотели научить сына финансовой грамотности и показать значимость реинвестирования его карьеры. Разумеется, подростки не привыкли платить административные сборы, поэтому родители просто обязаны объяснить, что, к сожалению, нельзя потратить абсолютно весь доход на развлечения.
Школа также может быть особой конфликтной точкой между подростками и их родителями. Рабочий график и деловые поездки мешают учиться, поэтому почти все влиятельные подростки обучаются на дому, и этот факт большинство родителей принимает с неохотой. Некоторым интернет-знаменитостям, таким как Брент Ривера, повезло, что они живут недалеко от Лос-Анджелеса и все еще могут посещать школу. Но даже когда география не является проблемой, социальная динамика школьной жизни может затруднить рабочий график подростков.
Известность в таком молодом возрасте — это, конечно, круто, но не исключено, что многие ребята подвергались издевательствам в своей группе сверстников. Кэтрин Симорелли, известная YouTube-певица, говорит: «У вас есть своя творческая платформа, и вы можете положительно влиять на тысячи молодых людей. Но суть в том, что разные люди по-разному к тебе относятся. Понять, кто на самом деле друг, а кто просто интересуется вами, потому что у вас есть сотни тысяч подписчиков в Instagram, довольно сложно. Но это реально, и тогда вы действительно понимаете, с кем хотите общаться и дружить».
Воспитание таких детей, которые имеют море поклонников и зарабатывают больше родителей, так же сложно, как и воспитание одаренных футболистов. «Есть много отличных спортсменов, которые еще учатся в старших классах, — говорит отец Джонаса Бриджеса, — есть также много взрослых хороших игроков, но лишь немногие добираются до вершины, и лишь немногие из них суперзвезды. То же самое относится и к индустрии развлечений — не каждый может быть Джастином Бибером. Очень важно подготовить ребенка к реальному миру, если у него горят глаза от желания завоевать любовь публики. Поэтому я считаю, что воспитание любого ребенка с большими амбициями требует усилий и даже иногда жертв. Особенно если это связано с интернетом. Понимаете, ваш ребенок абсолютно всегда на обозрении. Иногда бывает сложно вразумить его, что он ничем не лучше других детей; он не должен зазнаваться».
По материалам статьи «Raising a Social-Media Star» The Atlantic