Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Шехерезада Степановна и другие тростевые куклы

Тростевая кукла получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Второе, гораздо менее распространенное название — яванская, что говорит о месте ее рождения — на острове Ява (Индонезия). Тростевая кукла чаще всего изображает фигуру человека, реже — животных.

Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Благодаря этому она отличается значительным разнообразием пропорций и размеров. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку. Широкий и пластичный жест тростевой куклы делает ее особенно пригодной для воплощения на сцене пьес героико-романтического репертуара.

Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскированно), так и внутри него. Наружные трости прикрепляются к кисти руки куклы (к середине ладони или ближе к запястью) или к предплечью. Выбор места прикрепления трости к руке зависит от характера жестов, которые хотелось бы получить актеру и режиссеру от данной куклы, и от возможности одеть куклу в тот или иной костюм (при замаскированных тростях).

Тростевые куклы в Переславском музее Петрушки
Тростевые куклы в Переславском музее Петрушки

Голова тростевой куклы изготовляется теми же способами, что и голова петрушечной куклы. Она может точно так же надеваться на пальцы актера. При этом рука актера входит в корпус куклы до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность. Но при таком управлении рост тростевой куклы приближается к росту петрушечной. Обычно кукла на тростях имеет высоту от 60 до 80 см, и голова ее насажена на трость (так называемый гапит), которую кукольник держит в руке.

Любопытную, хотя и редко встречающуюся в практике, разновидность представляет собой гапит, укрепленный на голове актера. Он делается следующим образом: шьется чепчик с завязками, плотно облегающий голову актера; к чепчику сверху пришивается валик из материи, туго набитый ватой; к валику прикрепляется круглая фанерная дощечка; к дощечке в свою очередь — деревянная крестовина, служащая остовом для куклы. Гапит, укрепленный на голове, освобождает обе руки актера для управления руками куклы. Но корпус куклы при этом становится малоподвижным.

Самые известные тростевые куклы в "Необыкновенном концерте" Театра Образцова. Фото из свободных источников
Самые известные тростевые куклы в "Необыкновенном концерте" Театра Образцова. Фото из свободных источников

Покрой костюма у тростевой куклы связан с необходимостью маскировки тростей. Обычно трости маскируют, стараясь скрыть их от зрителя или оправдать их наличие. При современном пиджачном костюме открытая трость, прикрепленная к киста руки, режет глаза, какая бы тонкая она ни была. В ряде спектаклей трость маскируется халатом или плащом, при этом для халата и плаща выбирается такой покрой, чтобы под ним ощущалась форма руки и жест куклы был понятен и выразителен.

Тоже "Необыкновенный концерт": видно, как трость замаскирована шарфом-боа
Тоже "Необыкновенный концерт": видно, как трость замаскирована шарфом-боа

Иногда функцию трости выполняет предмет, который кукла якобы держит в руке. Это могут быть шарфы, бусы, лыжные палки, копье, лук, тросточка, метелка и т.п. Однако мало сюжетов, когда кукла может держать в обеих руках по одинаковому предмету, то есть два копья или две метлы и т.п. Поэтому чаще всего при помощи трости-предмета управляют только одной рукой куклы, другая же рука свободно болтается или закреплена в определенном положении, например заткнута за пояс, всунута в карман. Если же левой руке придается самостоятельное управление, как у куклы, надеваемой на руку, она получает некоторое движение, правда, более ограниченное по сравнению с правой.

Еще о музее Петрушки: "Музей Петрушки в Русском Парке", "Балаган: театр и торговый ларек", "Вертеп: богослужение и богохульство", "Петрушка, Рататуй и Полишинель", "Когда с представлений Петрушки уводили детей", "Шехерезада Степановна и другие тростевые куклы", "Люди и куклы играют вместе"

Я вообще люблю путешествовать. По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима