То, что во времена СССР многие заводы выпускали одну и ту же модель, если и является секретом, то это секрет Полишинеля. Действительно, какие-то модели одновременно ( или в разное время) выпускались на двух, трёх и более заводах. Порой отличия в моделях сводились лишь к иному наименованию (например вместо «Весна» значилось «Русь» или «Карпаты»), иногда были незначительные отличия косметического и(или)технического характера(«Пульсар»-«Кумир»и т.п.) , но нередким было и прямое(1:1)клонирование и даже название модели оставалось одним и тем же( как пример: «Романтик-306» выпускавшийся в Горьком и в Петропавловске). Правда со временем в конструкцию всё равно вносились изменения: иногда вынужденные, а иногда и как прогресс – в каждом конкретном случае было по-разному.
В сегодяшней статье рассматривается «дружба» двух заводов: Курганского завода «Курганприбор» и Рижского ПО «Радиотехника». Почему «дружба» в кавычках - думаю понятно: в те времена так «дружить» можно было лишь по прямому указанию отраслевых министерств и ведомств. И это тот самый случай, когда в результате дружбы «рождались «дети»: «Аэлита-101»-«Рига-110», «Аэлита-102»-«Рига-111» (ML 6102), «Аэлита РМ204С»- «Радиотехника МЛ6201С» и т.д.). Я, в одной из своих статей(перейдите по ссылке выделенной цветом если хотите ознакомиться с ТЕМ материалом), уже рассказывал о магнитолах «Аэлита-101» и «Рига-110». Более того я и сам владел 110-й «Ригой», да и «Аэлиту» не раз держал в руках.Так что о этих моделях знаю многое и воспоминания о них у меня самые приятные. Скажу больше: из массовых монофонических магнитол «Рига»/ «Аэлита» пожалуй лучшие, из выпущенных в СССР. Впрочем, это лишь моё мнение и я его никому не навязываю.
Сегодня же хочется поговорить о достаточно уникальных аппаратах: магнитолах, а скорее блочных, но при этом переносных стереокомплексах: «Аэлита РМ204С» и «Радиотехника МЛ6201С». Данные аппараты мало кто не только имел во владении (цена 675 руб. была достаточно «кусучей»), но и просто видел. Всего было выпущено около 10 тыс.экземпляров, что для двухсотмиллионного государства – очень мало.
Из той (непроверенной) информации что удалось найти, выяснилось что данная модель магнитолы является результатом совместной работы КБ «Радиотехника» и аналогичного подразделения завода «Курганприбор» в 1986 году. Под наименованием «Радиотехника МЛ6201» модель начал выпускать Рижский радиозавод им.Попова уже в 1987-м году( по другим данным в 1988-м), а в Кургане модель «Аэлита РМ-204С» начала выпускаться двумя(?) годами позже, то есть лишь в 1989-м. В 1990-м был модернизирован тюнер. «… Магнитола ''Аэлита РМ-204-С'' состоит из всеволнового приёмника, магнитофона и 2-х съёмных АС. Магнитола может работать в переносном и стационарном вариантах. Радиоустройства и АС можно расположить произвольно. Есть возможность автономной работы магнитофона, прослушивая фонограммы на стереотелефоны. Есть встроенные антенны для приёма на любом диапазоне, устройство понижения шумов, переключатель типа лент. Предусмотрен автостоп при обрыве и окончании ленты в кассете. Есть защита оконечных каскадов УМ от КЗ в нагрузке и перегрузки. Питание магнитолы осуществляется от сети 220 В или 8 элементов А-343. Чувствительность в диапазонах: ДВ 2, СВ 1,2, KB 0,3 и УКВ-ЧМ 0,05 мВ/м; коэффициент детонации ± 0,3%; средняя выходная мощность 2х10 Вт; диапазон воспроизводимых частот магнитофона на ЛВ - 80...16000 Гц; габариты магнитолы - 130х290х235 мм; масса 10 кг…»(информация ОТСЮДА) . Всё вышеизложенное в полной мере относится и к модели «Радиотехника МЛ6201С» оба эти аппарата технически полностью идентичны и все различия носят лишь настолько незначительный косметический характер, что и различиями то их считать нельзя. Что же касается потребительских свойств, то для переносного аппарата возможности модели были даже избыточны. Как, впрочем и вес – 10 кг.( и это ещё без батареек наверное). Это явно «за гранью» разумного компромисса. А вот до стационарных аналогов модель не дотягивала по причине слабоватого усилителя и достаточно средней акустики. Среди переносных-да, их можно было причислить чуть ли не к лучшим из себе подобных, но стационарные аппараты всё же более серъёзный уровень во всем. А вот качество сборки было достаточно приличным: особо негативных отзывов по данным моделям сравнительно немного. Впрочем, учитывая их невеликий тираж, наверное так и должно было быть. Но вот чего у данных магнитол не отнять, так это конструктивной оригинальности и дизайна: пусть многие будут утверждать что это очередное заимствование, но среди отечественных аппаратов ничего подобного не было «до» и не появилось «после». Ближайшей моделью по оригинальности была…»Томь-209» пожалуй, но там оригинальность была несколько иного толка. О ней я как-нибудь расскажу в ближайшее время. Что же касается «Аэлиты/Радиотехники» то пока это всё, чем я могу поделиться по данной теме. А выводы сделайте сами . Всем спасибо!
Все иллюстрации использованные в статье взяты из открытых интернет источников и принадлежат их правообладателям.