Вы когда-нибудь ошибались? Знают ли дети, что кто-то уже допускал раньше подобные ошибки?
Если у вас есть дети, то наверняка для вас не будет открытием, что наши дети постоянно совершают ошибки. Как они неправильно написали свое имя? Не получается ехать на велосипеде, упал и теперь страшно пробовать еще раз?
В этой статье давайте рассмотрим, как взрослым разговаривать с детьми, когда они делают что-то неправильно, так, чтобы войдя во взрослую жизнь они были подготовленными и уверенными, могли брать на себя ответственность, рисковать и уметь справляться с неудачами.
Как вы реагируете на риск и неудачи?
Неудачи или ошибки - это не весело. Никому это не нравится и нет таких случаев, когда мы с нетерпением ждем: когда же что-нибудь случится? Но, к сожалению, неудачи случаются, и то, как мы на них реагируем - многому учит детей о нас, о них и о жизни.
Что могут наблюдать дети:
- На какой риск мы идем?
- Что нового мы пробуем?
- Как мы реагируем, когда совершаем ошибку?
- Как мы справляемся, когда терпим неудачу? Или же мы избегаем неудач и переживаний любой ценой?
Важно показывать на собственном примере, как реагировать на неудачи вне зависимости от того, сколько было совершено неудачных попыток.
Поддерживаете ли вы детей?
Начните с того, чтобы задавать детям вопрос - поощряем ли мы тебя рисковать в тех ситуациях, когда действительно можно потерпеть неудачу?
Некоторые родители почти не позволяют своим детям пробовать что-то новое, рисковать и совершать собственные ошибки. Некоторые наоборот, позволяют слишком много. Это сложный баланс, который необходимо найти, чтобы дети были достаточно защищены и были в безопасности, а также были достаточно свободно и самостоятельны.
Поощряйте только безопасный риск
Когда мы даем детям только необходимое количество свободы - это вдохновляет и дает им жизнь. Мы показываем им, что мы верим в них, что у них есть то, что нужно для успеха.
В конечном итоге у них формируется представление о себе: "Ого, мои родители действительно доверяют мне?" или "Если родители уверены, что я смогу это сделать, может быть, я и правда могу?"
Работа взрослого как родителя заключается в том, чтобы помочь детям ориентироваться в типах рисков, которые они принимают. Если будет слишком сложно и рискованно, можно оказаться не в своей тарелке и потом бояться пробовать еще раз. Если слишком безопасно - могут не раскрыть свой истинный потенциал.
Хотите помочь раскрыться вашему ребенку? Задайте вопрос:
"Как думаешь, чтобы ты мог сделать из того, что мы тебе не позволяли попробовать? "
Страхи
Иногда страх останавливает нас. Страх, что ребенок окажется не в своей тарелке. Страх, что у него не будет того, что нужно. Страх, что не сможет плавать и будет стесняться носить плавки из-за своей неуверенности.
Важно понять: это страх за нашего ребенка или за нас?
Иногда родители пытаются защитить своего ребенка от того, что произошло в детстве с ними. Дети - это не мы, они могут сделай другой выбор и не допустить ошибок. Поэтому родителям нужно быть осторожными, чтобы не проецировать их неудачи в прошлом на детей.
Начните работать над собственными страхами и тревогами, чтобы детям не пришлось разбираться и со своими, и с вашими.
Сила слов "пока или ещё"
Наши дети будут набивать оскомину, совершать ошибки и хотеть сдаться. Очень важно, чтобы мы сопереживали тому, что они чувствуют прямо сейчас, в то же время поощряли их быть теми, кем они могли бы быть.
В тех случаях, когда нужно поддержать - попробуйте использовать слова " пока или ещё".
- Ничего страшного,что ты еще не научилась завязывать шнурки.”
- Ничего страшного, что тебя пока не выбрали в лучшую команду.”
Сами делайте ошибки
Еще одна вещь, которую мы можем сделать, чтобы научить детей иметь здоровое отношение к совершению ошибок - это продолжать делать их самим. Выйдите из зоны комфорта, начните делать что-то совершенно новое и не привычное для вас, например, выучите другой язык.
Неудача - это часть обучения. Покажите своим детям, что совершенно нормально ошибаться, пока вы еще учитесь.