– Николай Максимович, а помните, когда именно вы решили связать свою судьбу с балетом?
– Я учился в простой школе. Жили мы в другой стране, она называлась Советский Союз. Представление у детей было обо всём несколько иное, чем сейчас. Не было телефонов, компьютеров, гаджетов — их просто не существовало. Мы часто читали книги и ходили в театр. Это меня и сгубило!
Я из нетеатральной семьи, у меня нет никого, кто был бы связан с музыкальным театром. Мне казалось, что по ту сторону рампы, на сцене, живут какие-то невероятные существа, эльфы. Для меня, если говорить современным языком, это был своего рода мир Гарри Поттера, в который очень хотелось попасть.
Когда меня привели в балетную школу, оказалось, что у меня есть способности, и, чем дальше я учился, тем больше понимал, что они у меня очень хорошие. Вот так я и попал, а потом уже было жалко уйти.
– Чтобы стать успешным артистом балета, нужны природные данные, трудолюбие, а что, по-вашему, нужно ещё?
– Хорошие данные — это ещё не залог успеха. Конечно, лучше иметь данные, как у Сильви Гиллем, Светланы Захаровой или у меня… Для того чтобы стать артистом, нужно и читать много, и понимать, зачем ты идёшь на сцену.
Есть много артистов, которые прыгают, крутятся, но зритель выходит из зала и забывает внешний облик этого человека, впечатления не осталось. Самое главное — чётко понимать, какие у тебя внешние данные, что ты можешь исполнять, а чего не можешь…
Я обладал тем положением в своей профессии, что мог делать всё, что хочу. Просто я прекрасно понимал, что какие-то роли я не должен исполнять, потому что я не имел на это право, потому что есть другие артисты, которые внешне подходят больше.
Я сам часто отказывался от ролей и не очень любил участвовать в концертах. Мне гораздо легче станцевать трёхактный спектакль, чем одно па-де-де в концерте…
Так что данные — это не всё. Мой педагог, который учил меня в школе, считал, что главное — чтобы ребёнок был музыкальным.