Продолжаю вспоминать лучшие российские комедии за две последние ударные пятилетки. В предыдущих подборках я уже отметил бодренький десяток таких работ (если учесть сиквелы, то еще больше). К счастью, список пополняется и новыми фильмами.
«Отель «Белград» – российское кино с сербской душой
Фильму «Отель «Белград» повезло с режиссером Константином Статским, с актерами Милошем Биковичем («Холоп»), Дианой Пожарской («Отель «Элеон»), с целой обоймой сербских звезд. И, конечно, с командой сценаристов, отточивших мастерство романтического ситкома на сериалах «Кухня» и «Отель «Элеон».
Все эти компоненты – почти гарантия успеха. Так и получилось. Ну, и последнее везение: успели прокатиться в России до пандемии, собрали 6,2 млн долларов. Могло быть и больше, если бы не карантины в Европе.
Это история Паши, веселого хозяина пятизвездочного отеля в Белграде, который попадает в зависимость от местного «нового серба» и за долги обещает жениться на его дочери. Спасением Паши становится приехавшая в Белград девушка Даша, его давняя возлюбленная из России.
Старая любовь вспыхивает снова, а отделаться от преследования мафиози помогают многочисленные сербские народные мудрости, традиции и просто хорошее знание городских достопримечательностей.
Это действительно смешно. В ромкомах бывает, что романтика к середине фильма вытесняет юмор. Но здесь приколов и чудачеств только больше. Это великолепное путешествие по столице Сербии, туристический кайф. Это органичная смесь российского, универсального жанрового и национального сербского видов юмора. Тут даже заглавная песня – копродукция, сербская перепевка «На сиреневой Луне» Леонида Агутина.
Говоря про сербов, для нашего понимания можно сказать: «Тут есть дух Кустурицы». Но на самом деле Кустурица не уникален, многие другие режиссеры-сербы так разухабисто и музыкально шутят. Есть тут и настоящий актер из фильмов Кустурицы – Срджан Тодорович («Черная кошка, белый кот», «Андеграунд»).
«Бабушка легкого поведения-2». Левацкий ситком
Первый фильм Марюса Вайсберга 2017 года с постоянно переодевающимся героем Александра Реввы уже был классным, но сиквел 2019 года круче по всем показателям. Несмотря на тонные негатива в соцсетях (не исключаю, что и под этим текстом кто-то выскажется), зрители вторую часть поддержали, увеличив сборы в России с 6 до 7,1 млн долларов (Кинопоиск), что весьма достойный результат.
«Бабушка» характеризуется гармоничным сочетанием умного юмора (Дмитрий Нагиев с героем, упоротым за знание истории и классики добавил интеллекта), черного юмора, юмора про травести, понятное дело, с затейливыми гэгами и постоянным мордобоем (бьют почти всех по кругу), с хорошей авантюрой и ненавязчивым ромкомом, который никогда не превращается просто в мелодраму, а постоянно смешон.
Плюс – веселый социальный левацкий пафос, забавно, что при всей своей беспардонности это одна из самых защищающих «незащищенные слои населения» и «толерантных» местных комедий. Возможно, лучший фильм Вайсберга. На рейтинги смотреть не стоит. Стоит смотреть кино.
«Все и сразу» получилось у Романа Каримова
«Все и сразу» (2013) – криминальная история нескольких лузеров, которую затеяли приятели Тима и Дэн, решившие по-быстрому подняться, работая на местных авторитетов и инсценируя ограбление наркокурьера.
Когда фильм шел в прокате, по залам было видно, что у него есть аудитория: отчасти умники, идущие на автора ромкома «Неадекватные люди» (2011), но в основном просто молодежь, которой интересно посмотреть на ровесников на экране. Хороших young adult фильмов в России и сейчас не хватает, а в 2013 году проблема была еще острее.
Без мощной рекламы собрать 3,5 млн долларов при бюджете в 750 тысяч – очевидный успех. Тут совпало все и сразу.
Фильм получился одновременно бодрой криминальной историей (где-то даже драмой), и отличной комедией. Роман Каримов после запоздалого и неудачного (хотя многим нравится) эксперимента со стилизацией под Тарантино в картине «Вдребезги» (2012), все-таки вспомнил, что живет на Руси, и сделал новую комедию более приближенной к родным районам-кварталам и гопницкой проблематике.
Диалог перед ограблением. Пацанам не нравятся маски.
– Мы чё, на утренник собрались?
– Там был только Бэтмен и медведи. Я взял медведей.
Ну, и правильно. Чаще брать медведей, тогда и зритель потянется.
Плюс – классные актеры. Фильм Каримова стал первым после «Горько!» для Александра Паля. Юлия Хлынина («Легенда о Коловрате») получила отличную роль. Есть и радость для фанатов режиссера Ильи Найшуллера («Хардкор») – его первая небольшая роль (продавец оружия).
Спасибо за дочитывание! Подписывайтесь, и до новых встреч!
Самые классные российские комедии последних лет – 1
Самые классные российские комедии последних лет – 2
Самые классные российские комедии последних лет – 3