Найти тему
Каморка Орка

Постапокалипсис от русских авторов— несколько неплохих книг, и всё остальное…

Оглавление

Тром-ка, друзья! Я подумывал сделать материал о настольных играх, но ввиду того что им сейчас занимается жена, решил рассказать о действительно неплохих отечественных книгах, которые написаны в жанре апокалиптики.

Постараюсь вкратце передать плюсы и минусы каждого произведения, основываясь на собственном восприятии этих книг. Само собой, учитывая тот факт, что многие из них я читал семь-восемь лет назад, а перечитывал относительно недавно, чтобы освежить в памяти.

Предварительно отмечу, что здесь не будет книг про попаданцев, эльфов-танкистов и сталкеров. Не будет и книг Глуховского, потому-что многие и так знают о вселенной «Метро» и его действующих лицах. Хотя одну книгу из серии «Метро» я всё-таки упомяну.

Иллюстрация: Max Sabetskiy
Иллюстрация: Max Sabetskiy

Эпоха мертвых

Честно, я фанат так называемой «гнилой темы», и несмотря на всю избитость сюжетов про очередное нашествие зомби, в отличие от фильмов, книги про живых мертвецов зачастую написаны не очень интересно. И вот на горизонте появляется Андрей Круз, вместе с трилогией «Эпохи мёртвых», рассказывающей историю выживания в мире переполненном мертвецами. Причём, не от лица единственного главного героя, а в формате «переключения действующих лиц», позволяющим посмотреть на историю с другой стороны, что очень похоже на подобные приёмы в сериалах или кино.

О чём книга? Всё начинается банально — утечка вируса из секретной частной лаборатории (практически в центре Москвы, ага). И само собой, правительство к этому оказывается не готово, зато готов аспирант Сергей Крамцов — и жнец, и чтец и на войне воевал, а значит с оружием управляться умеет. И его умирающий начальник просит выполнить последнее задание — доставить его семью и контейнер с исходным штаммом вируса в закрытый город Горький-16. А дальше — лучше читайте, потому-что написано очень живо, и ощущается действительно как сериал.

И вроде всем хороши книги, но есть парочка минусов. Первое — это маниакальная любовь Круза к описанию оружия и обвесов, тактико-технических характеристик разгрузок и военного транспорта. Это немного перегружает текст, но в целом не портит картину событий. А вот «мэрисьюшность» команды Крамцова — это отдельный вопрос. Понятное дело, что историю неудачника читать будет не интересно, но весь боевой отряд, практически без потерь смог не только выжить в городах наводненных мертвечиной, но и проделать путь через полстраны и обратно, доставляя контейнер с вирусом в «шешнашку». Ну, и особо чувствительным — в книге много отвратительных сцен, в том числе есть слишком «живые» описания изнасилований и жестоких убийств, а также дети-зомби (ощущается так же, как и дети-некроморфы из Dead Space), что придаёт мрачную реалистичность всему происходящему, и перекрывает вышеописанный минус. Настоятельно рекомендую к прочтению.

МУОС

Будучи студентом первого курса, я частенько читал в дороге книги по игре S.T.A.L.K.E.R, и расширяющуюся вселенную «Метро». И если к первым у меня очень быстро остыл интерес (кроме «Мечты на поражение», неплохой роман), то вселенная «Метро», события которой происходили не только в Москве, казались довольно интересными (особенно «Британия» Гранта МакМастера). Сейчас из всех этих книг, я не смогу выделить особенно ни одной — сейчас они кажутся наивными и повторяющимися.Кроме пожалуй «МУОСа», за авторством Захара Петрова.

Сюжет не столько про мутантов и выживание людей в уничтоженном войной мире, сколько про психологический рост человека, который с детства был изгоем. Протагонист книги — Игорь, росший в Рейхе (а если вы читали оригинальное «Метро», то знаете кто обитает в этой группировке), и после атаки Полиса на его станцию, его забрали в детский приют на Боровицкой, где он в полной мере ощутил, что значит быть «ребенком фашистов». И вплоть до его взросления, он был изгоем, работая радистом, и следя за сигналами из внешнего мира. Ровно до момента, пока в его рубке не прозвучало сообщение из Минского метрополитена, где как оказалось тоже есть выжившие. И как вы понимаете, некоторые из фракций Московского метро решаются отправить экспедицию в Минск, на последнем оставшемся вертолёте.

Про правдоподобность происходящего я говорить не буду, уже десятки раз разбирался тот факт, что люди в Метро просто не смогли бы выжить (из-за подземных вод, недостатка электроэнергии, отсутствия достаточных запасов еды, етц). Как я и писал выше, это в первую очередь история конкретного человека, и изменений в его характере, благодаря которым он из «фашистского выродка» превращается в одного из самых достойных и ярких персонажей вселенной «Метро». Причем, отряд, с которым Игорь отправляется в Минск редеет практически с «мартиновской» частотой, что довольно положительно сказывается на восприятии сюжета.

Еда и патроны

Не всем понравятся первые две книги из серии «Еда и патроны», написанной Артемом Мичуриным, но вот третья и четвертая— это если не шедевр, то в любом случае, очень добротный боевик в декорациях постапокалипсиса. Причём, читать первые книги вовсе не обязательно, так как «Песни мертвых соловьев» являются своеобразным приквелом к ним, и рассказывает историю мутанта-наёмника Коллекционера, одного из самых опасных убийц на пустошах того, что до ядерного апокалипсиса было Россией.

И если в «Еде и патронах» Коллекционер был вторичным персонажем, то здесь он был не только выдвинут на первый план, а было описание взросления и становления его на путь наёмничества. Именно благодаря описанию детства Коллекционера, ты можешь понять, почему он стал тем, кем является на момент событий первых книг. Если читать внимательно, можно понять что персонаж очень любит «менять маски», заставляя людей думать что он хуже чем он есть, чтобы слухи и авторитет пугали его врагов и жертв ещё сильнее. При этом, Коллекционер — очень яркий персонаж. Не имеющий никаких дефектов, кроме желтого свечения в глазах, его тем не менее считают мерзким выродком в первую очередь из-за мутации, а не из-за того сколько людей он отправил в лучший мир.

Сразу скажу, что книга написана очень добротно, и помимо подачи основного сюжета, даётся также описание тех мест, в которых оказывается главный герой. При хорошем воображении, при чтении в голове буквально рисуется картина мира, не до конца разрушенного ядерными бомбами. И, что не удивительно, очень хорошо описано поведение людей, которые после падения мира с его устоями, постепенно теряют свой моральный облик. Есть и минус, который как и в случае с «Эпохой мертвых», не понравится чувствительным людям — сцены убийств с детальным описанием происходящего, иногда чрезмерная жестокость, ну и каннибализм, тему которого зачастую стараются обходить.

Это довольно жесткий боевик, читающийся на одном духу, который я просто не могу спойлерить в описании, и также рекомендую к прочтению, после которого уже можно читать первые две части «Еды и патронов», и только затем четвертую книгу — «Полведра студеной крови».

А сейчас будет послесловие, извините…
А сейчас будет послесловие, извините…

А теперь послесловие, правда слегка затянутое. Если вы дочитали досюда, то заметили что в подборке нет «Мародера» и еще нескольких популярных книг, которые встречаются в разного рода «Топ-10» книг в подобном жанре. Не включил я их сюда, так как вы наверняка уже о ней слышали, а также, потому-что стараюсь писать лонгриды о том, к чему я и сейчас хорошо отношусь, и что прошло проверку временем по качеству сторителлинга. С отечественной фантастикой всё в принципе не так просто, у нас очень любят писать истории про попаданцев и Мэри Сью, а это после книг Стругацких невозможно воспринимать никак — у них истории про попаданцев получались вполне добротно (с допущениями, конечно), тот же «Трудно быть богом» например.

Но у современных авторов получается та самая «жалкая пародия», с эльфами-танкистами, «нашими там», и сверхлюдьми, которые попав в другой мир являются чуть ли не богами. И если «Мародера» ещё можно читать, упуская абсурдность момента из-за которого случился местный пушной зверёк, то его продолжение «Каратель»— это нечто на грани фантастики, фэнтези и старых башкирских сказок. И это проблема жанра, который не только у нас, но и за границей стагнирует. Да и в целом, ни одна из книг, даже в этом списке, едва ли сравнится с «Дорогой» Кормака Маккарти, которая невероятно реалистична, и ещё на долгий период после прочтения перекрашивает мысли в серые тона.

Так что, друзья, если вы знаете хорошие книги в этом жанре от отечественных авторов — напишите в комментариях, мне правда интересно, есть ли ещё действительно достойные и читабельные произведения у наших авторов?

Понравился текст? Не забудь подписаться на нас! Мы есть не только здесь, но и в других социальных сетях, например в Телеграм!

А если вы не знаете, что ещё почитать, рекомендуем:

Дивный Новый Мир - книга лучше... Или нет?

Человек в высоком замке - когда сериал не хуже книги!

Безумно интересные, но не самые известные книги в жанре фэнтези