Восхищена находкой, движением мысли, путем этого исследователя 🌹
Между 29 сентября 1295 года и 1 апреля 1296 года майорканский писатель, философ, логик и эрудит Рамон Луллий опубликовал Arbor scientiae . Эта энциклопедия и новаторская работа в области представления знаний включала шестнадцать деревьев научных областей, следующих за исходным деревом, называемым arbor scientiae.
"Выражение мистического универсализма его [Луллия] - эта энциклопедическая работа концентрируется на центральном образе древа науки, способного поддерживать области знания. Появляясь в самом начале книги, иллюстрация древа науки работает как введение в его завораживающую концепцию и своего рода древовидное оглавление. Это великое дерево состоит из восемнадцати корней, которые связаны с девятью трансцендентными принципами (не подробно) и девятью принципами искусства: различие, согласие, противоречие, начало, середина, конец, большинство, равенство и меньшинство. Вершина дерева состоит из шестнадцати ветвей, каждая из которых приносит плод и этикетку, представляющую различные области науки, которые затем изображаются как отдельные деревья на оставшихся страницах работы".
«Первая группа деревьев связана с мирским знанием ... Вторая группа охватывает все религиозное знание ...» (Лима, Визуальная сложность. Шаблоны отображения информации [2011] 31-35).
Похоже, что ни одна из книг Луллля не была опубликована в пятнадцатом веке. Издания Arbor scientiae с их знаменитыми гравюрами на дереве деревьев познания Луллия начали появляться в начале шестнадцатого века, из которых издание, напечатанное в Лионе 1535 года, стало доступно через Google Книги в январе 2013 года.
Книги "Ramon Llull (Beato)" Словарь научной биографии VIII (1973) 547-550.
Arbor naturalis et logicis, Древо природы и логики (Древо логических отношений), содержит разновидность дерева Порфира (в центре). Оставляет справа: 10 типов вопросов. Оставляет слева: 10 ключей к таблице принципов, соответствующей Ars Magna (Великое искусство) Луллия. В целом Луллий представляет путь познания в виде Лестницы.
Источник: чудесный сайт История информации https://www.historyofinformation.com/index.php
Компьютерные программы по книгам Луллия BLESSED RAYMOND LULL'S MEMORY TRAINING TOOLS
Луллий был автором многих трудов, однако в данном контексте интерес представляет его книга Ars Magna («Великое искусство»). Среди прочего в ней излагается метод, посредством которого любой человек может не только легко понять и усвоить все известные истины веры, но даже открыть новые. Этот универсальный способ открытия истин подразумевает использование машины, состоящей из вложенных друг в друга концентрических дисков. Эта машина и стала прототипом свифтовского компьютера.
Машина Луллия включала в себя символическое древо и пересекающиеся треугольники, подобные каббалистическому Древу Жизни и триадам его сефирот, а также концентрические круги, разделённые на сегменты. Один из них вращался, подобно поясу планет астролябии, в то время как другие оставались неподвижными, как её фиксированные звёзды.
Стол Луллия с его перекрёстными аналогиями можно было использовать для логического построения различных умозаключений, например, в области теологии: круг представлял Бога, а шестнадцать подразделений — человеческие качества; или в медицине, когда ветви символического древа обозначали стихии, внешние признаки, темпераменты, органы и так далее, а разделённое на четверти колесо являло возрасты, цвета, формы и два пола. Эту комплексную механико-графическую систему можно считать одним из самых ранних приложений кибернетики — науки о системах. Для современников её точность и логичность выглядели не менее убедительно, чем компьютерные данные — для современного бизнес-служащего.
О том, насколько удачным оказался опыт использования этой машины, сказать трудно. Однако, попутно Луллий сделал целый ряд открытий. Задолго до Буля он сформулировал идею создания «алфавита для мыслей», выдвинул принципы логического анализа, изложил свои соображения об эвристических и дедуктивных методах (правда, представленных в зародышевой форме).
Вне исторического контекста, представленная как шарж, машина Луллия действительно смешна, но стоит задуматься, почему и для чего она создавалась. Прежде всего, Луллий был миссионером, но, в отличие от инквизиторов, он, францисканец, хотел нести веру не крестом и мечом, а логикой и стремился быть доказательным в своей позиции. Поэтому он, возможно первым из христиан-богословов, стал изучать восточные языки и культуру и оказался одним из тех, кто проложил мостик между древней культурой Востока и культурой Возрождения Запада.
Он хотел говорить с иноверцами на их языке, используя для этого, как бы сегодня сказали, формальную логику. Ему были знакомы алгебраические труды Аль Хорезми и само понятие «алгоритм», а во время путешествий по Северной Африке он видел гадальные устройства, состоящие из концентрических вращающихся дисков. Сочетая алгоритмическую основу с дисковой механикой, Луллий намеревался создать инструмент для получения логических доказательств.
Свифт назвал машину Луллия «компьютером» вслед за Лейбницем, который считал, что научный спор можно решить с помощью бумаги, пера и вычислений. В английском переводе его тезис звучит так: Gentlemen, let us compute! (Надо иметь в виду, что до недавнего времени под словом compute понимали как доказательство чего-то математическими средствами, а не просто как вычисление.)
О том, насколько удачным оказался опыт использования этой машины, сказать трудно. Однако, попутно Луллий сделал целый ряд открытий. Задолго до Буля он сформулировал идею создания «алфавита для мыслей», выдвинул принципы логического анализа, изложил свои соображения об эвристических и дедуктивных методах (правда, представленных в зародышевой форме). Помимо машин он использовал то, что мы называем теорией графов, табличные и графические формы представления информации. В его трудах можно найти диаграммы (рис. 2), весьма похожие на применяемые сейчас диаграммы Венна. Все это дает основание считать Луллия первооткрывателем формальных логических методов, а его машину — предшественником современных компьютеров, пусть полумифическим.
Биографический очерк «Блистательный мастер Раймонд Луллий» можно найти здесь.
Логическая машина Раймонда Луллия
Искусство Памяти Раймонда Луллия : Система Памяти или Прото-логика
Ars magna generalis et ultima quuncunque artium et scientiarum:
Рамон Луллий (1232–1316) - выдающаяся фигура в области философии средневековья. В настоящее время он признан автором Ars Magna , объединяющей логической системы для открытия истины, задуманной как инструмент, который будет использоваться в межконфессиональном диалоге для обращения неверных. В Ars Луллий в богословской, метафизической и логические зачатий наглядно показано, и они были разработаны на протяжении всей своей более чем 200 письменных работ на каталонском, арабском и латинском языках.
Вся система в Стэнфордская энциклопедия философии
Кстати, в Соловецком монастыре были обнаружены старинные рукописи 17-18 вв с обстоятельным критическим разбором «Ars magna»: «Великая и предивная наука каббалистистическая Богом просвещенного, учителя Раймунда Луллия».