Трудно не согласиться с немалочисленными мнениями о том, что ускорить развитие того или иного региона может перенос столицы. Такие мнения можно встретить и в политической, и в деловой среде.
Однако в настоящих условиях внешнеполитической нестабильности вряд ли будет целесообразным запускать такой процесс во всей его масштабности и полноте.
А вот над переносом в различные регио ны нескольких министерств (качестве предварительного апробирования процесса и его потенциальных результатов) - наверное, есть резон подумать. Так как экономический эффект от такого переноса (ввиду повышения товарооборота и прироста инвестиционных мероприятий в таких регионах) будет явно положительным.
Для начала можно сформировать, к примеру, (для рассмотрения) такой рабочий вариант перемещений ряда министерств и федеральных служб.
Минздрав России – Нижний Новгород
Росздравнадзор - Ярославль
Минкультуры России - Вологда
Минобрнауки России - Киров
Минприроды России - Чегдомын
Росгидромет - Северобайкальск
Росприроднадзор - Чегдомын
Росводресурсы - Северобайкальск
Рослесхоз - Братск
Роснедра - Томск
Минвостокразвития России - Чегдомын
Минсельхоз России - Кемерово
Россельхознадзор - Кемерово
Росрыболовство - Кемерово
Минстрой России - Тайшет
Минтруд России - Курган
Роструд - Курган
Минкомсвязь России - Екатеринбург
Роскомнадзор - Челябинск
Роспечать - Челябинск
Россвязь - Екатеринбург
Минэкономразвития России - Красноярск
Росаккредитация - Красноярск
Росстат - Красноярск
Роспатент - Красноярск
Ростуризм - Тулун
Минэнерго России - Серов
Федеральные службы и агентства
Росфинмониторинг - Тында
ФАС России - Тында
Роспотребнадзор - Тулун
Рособрнадзор - Тулун
Ростехнадзор - Тулун
Росрезерв - Тюмень
ФМБА России - Тайшет
ФАДН России - Тайшет
Государственные внебюджетные фонды
Пенсионный фонд - Пермь
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - Уфа
Фонд социального страхования - Ижевск
Такой перенос может дать заметное дополнение как к темпам прироста динамики развития регионов, так и экономики России в целом.
Возможно, по мере реализации перемещений начального этапа выяснится перспективность такого дополнения к стратегии развития регионов. И в итоге будет принято решение о постоянном периодическом перемещение тех или иных министерств, федеральных служб и ведомств.
Например, один раз в 10-15 лет.
Конечно, предлагаемое перемещение министерств рассматривается как дополнительный фактор (в дополнение к существующим и планируемым) по развитию регионов. В частности, помимо действующих и готовящихся мероприятий и программ по развитию регионов вполне вероятны в ближайшие 10 лет и комплексные целевые мероприятия нового содержания. Так, к примеру, размещение Минэкономразвития в Красноярске предложено в связи с тем, что в Красноярском крае возможна в ближайшие 5-10 лет работа по созданию и апробированию новых форм так называемых "точек роста".
К таковым относятся ТОПС (территории особого правового статуса) и МЭК-интенсификаторы (макроэкономические интенсификаторы).
В результате создания и работы ТОПС и МЭК-интенсификаторов (динамичный прирост числа и производственно-экономической мощности которых прогнозируем) в Красноярском крае, а затем и на прилегающих сибирских территориях, а также на Дальнем Востоке, ожидается возникновение такой инфраструктурно-индустриальной развитой зоны, какой сегодня является, к примеру, Западная Европа. Тем более, что заинтересованное участие западно-европейских (как и восточно-азиатских) компаний, инвестиционных институтов и профессиональных ресурсов в создании различных ТОПС на отмеченных территориях рассматривается как высокопотенциальное.
Таким образом перемещение ряда министерств в Сибирь и на Дальний Восток есть дополнительный (предварительный, подготовительный) вклад в дело создания на отмеченных территориях, скажем так, "Второй Европы" или "Новой Европы".
Либо – "Сибирской Европы" и "Дальневосточной Европы".