Жанр хоррора в литературе довольно молод – первые по настоящему фантазийные ужастики появились в начале 19-го века.
Удивительно, что один из самых известных и узнаваемых монстров был придуман юной девушкой совершенно случайно, ради игры. Речь о сшитом из частей разных людей и оживленном монстре Франкенштейна.
Дело было так – в «год без лета», 1816-й, когда из-за извержения вулкана Тамбора настало самое холодное европейское лето за всю историю метеонаблюдений, группа молодых англичан отдыхала на берегу Женевского озера. Ну как отдыхала – сидели дома, кутаясь в пледы и наблюдая за бесконечным дождем за окном.
Англичане были очень непростые – один из них был самый настоящий лорд Байрон, поэт-романтик, еще один – Перси Шелли, тоже английский классик, помельче Байрона, и две совсем молодые девушки, сводные сестры.
Родная и приемная дочки известного в Англии в те годы романиста и философа Уильяма Годвина – Мэри и Клэр, были возлюбленными, соответственно, Шелли и Байрона. Высокоразвитые и образованные девицы, очень вольнодумные и в кавычках прогрессивные – несмотря на юный возраст, 18-19 лет, одна из них была беременна от любовника, а вторая недавно родила, обе не замужем.
Так вот, чтобы побороться со скукой, Байрон предложил друзьям небольшой квест – сочинить по современному «страшному» рассказу, они как раз развлекались чтением немецких страшненьких сказок.
Один из гостей, тоже писатель Джон Полидори, придумал повесть о вампире, это была первая в художественной литературе вампирская книга. А восемнадцатилетняя Мэри сочинила историю об ученом, который создал и оживил монстра, а имя ученому она дала по запомнившемуся ей немецкому замку – Франкенштейн.
Вот такая оказалась результативная литературная забава.
Замысел о Франкенштейне и его монстре оказался таким удачным, что Мэри (она вскоре все же вышла замуж за отца своего ребенка и стала Мэри Шелли) написала книгу и издала ее без указания авторства через пару лет.
Критикам книга не понравилась, а вот публика была в восторге, так что история вскоре попала на театральные подмостки, а дальше пошло триумфальное шествие монстра Франкенштейна, популярного и сейчас.
А Мэри Шелли еще писала книги, но ничего даже близко успешного и новаторского создать ей не удалось. Видимо, не хватало атмосферы «замерзшего» года_без_лета и близости гения Байрона.
Друзья, знаете еще писателей, первый же литературный труд которых прославил их, но больше ничего стоящего не было?
Еще по теме: