Легендарных машин много — суперкары, маслкары, старые премиум-«немцы». Поистине народных среди них — единицы. Этот автомобиль совершил настоящий подвиг. Перебраться в другую страну, где было полно дураков, а дорог не было совсем, и завоевать там, пусть и в отдельно взятом регионе, всенародную любовь — дорогого стоит. Правда и мифы про Toyota Mark II — старый японский автомобиль с большой душой.
1. Не машина, а выставка технологий. Правда
Нафаршированность техническими и электронными изысками японских автомобилей для внутреннего рынка давно вошла в историю. Не подкачали в этом отношении Mark II и сотоварищи Chaser с Cresta. Машины в кузове X100 могли похвастать регулируемой подвеской TEMS с амортизаторами переменной жесткости (первыми «маркообразными» с такой подвеской были авто в кузове X70), интеллектуальным полным приводом i-four и системой электронного управления дроссельной заслонкой. 3,0-литровые Grande G имели электрический усилитель тормозов и активную систему АБС, которая по сигналам от системы курсовой устойчивости VSC могла как растормаживать, так и притормаживать колеса. За «погоду» в салоне отвечал продвинутый климат-контроль с ЖК-дисплеем, ионизатором и системой Swing, где моторизованные дефлекторы вентиляции медленно перемещали свои горизонтальные жалюзи вправо-влево, меняя направление потоков, чтобы пассажиров не продуло. Среди опций были боковые подушки безопасности, навигация, камеры бокового обзора и дистанционный запуск двигателя.
Передняя панель Toyota Cressida (X60)
2. Это просто городской автомобиль, а не спорткар. Правда
Корчи на базе Марка даже сейчас легко дадут фору современным спорткарам в дрифте и дрэге. Но обилие тюнинга на любой из узлов и возможность раскачать 1JZ-GTE до тысячи не делают Mark II спортивной машиной. Это лишь показатель изначальной выносливости и огромного потенциала, заложенных Тойотой в конструкцию, и для их реализации потребуются серьезные доработки. Напичканный люксовыми опциями седан бизнес-класса снаряженной массой минимум 1400–1500 кг (речь про кузова X90 и X100) и отличной плавностью хода, задумывался японцами как сугубо городской автомобиль. Даже если речь про Chaser Tourer V, который был создан в пику мощным версиям Nissan Skyline и позиционировался как роскошный спортседан. Для унижения европейских и американских спорткаров существовала Supra.
3. Надежная техника. Правда
За то, что «маркообразные» живут и выживают в российских условиях, им нужно поставить памятник. У этих машин действительно очень надежные, ресурсные моторы, живучие трансмиссии и крепкие кузова. Но и на солнце бывают пятна, даже если это легендарные X90 и X100. Подвеска и рулевое, изначально рассчитанные на ухоженные японские дороги, в наших условиях требуют регулярного внимания. В первую очередь это касается нижних шаровых опор, плавающих задних сайлент-блоков и рулевой рейки. Довольно часто встречаются трещины в задней части трансмиссионного тоннеля. Многие мучаются с отопителем. Двигатели 1G-FE (на фото ниже) страдают масложором.
4. Требовательность к обслуживанию. Миф
Большинство из описанных выше проблем — следствие банальной изношенности автомобиля и нерадивости владельцев, считающих, что моторы-«миллионники» и императорское качество автоматически избавляют от визитов в сервис. Но любишь на «маркообразном» кататься, люби и в сервис его возить.
Цены на запчасти не запредельные. Недолговечные передние нижние шаровые опоры на Mark II X100 лучше заменить на аналог со следующего поколения. Цена за деталь с «распила» — 1000 рублей за штуку. Новый оригинал раз в пять дороже. Комплект плавающих сайлент-блоков задней цапфы — до 1500 рублей за новый аналог. Новый оригинальный ремкомплект рулевой рейки для восьмого Марка стоит около 2500 рублей. Контрактная рейка из Японии — в районе 8000 рублей. Если предстоит обслуживание подвески оригинальными запчастями: рулевые наконечники (1300 за пару), втулки стабилизатора (300 рублей за пару), задние сайлент-блоки продольных тяг (2200 рублей за четыре штуки), задний правый ступичный подшипник (1650 рублей), задние стойки амортизатора (7000 рублей за пару). Полностью перебранная подвеска способна пройти вообще без каких-либо вложений не менее 30 000 км.
Тормозная жидкость и масло в ГУРе на Mark II рекомендуется менять не по пробегу, а через каждые два, максимум три года. Замена ремня ГРМ на моторе 1G-FE должна производиться каждые 100 000 км. Комплект запчастей обойдется примерно 6000 рублей. Оригинальный воздушный фильтр — 1500 рублей. На покупку контрактного двигателя нужно порядка 30 000–40 000 рублей.
5. Леворульные версии. И миф, и правда
Заводские версии Mark II, равно как и Chaser или Cresta, с левым рулем никогда не выпускались. Такие автомобили есть в продаже, но это переделки. Тем не менее леворульный аналог Mark II существовал — это Toyota Corona Mark II первых двух поколений и пришедшая ей на смену Cressida. История последней насчитывает три поколения, которые производились с 1976 по 1992 год. Соответственно, это леворульные версии Mark II в кузовах X30, X60, X70 и X80. Cressida поставлялась в том числе в Северную Америку, где была флагманом марки. После снятия модели с производства это место заняла Toyota Avalon, а заднеприводным последователем Cressida может считаться первый Lexus GS. Кстати, на американском рынке Cressida вполне могла получить имя Mark II, если бы не Ford. Большие линкольновские купе еще с 1956 года носили имя Continental Mark, поэтому японцы, чтобы избежать ненужных ассоциаций, выбрали для модели другое имя.
Toyota Cressida (X80)
Есть леворульные аналоги и у Toyota Mark X, которая пришла на смену Mark II — седан Toyota Reiz. До 2017 года модель производили в Китае для местного рынка на совместном предприятии с FAW. Аналогичным образом для китайского рынка производят леворульную Toyota Crown.
6. Юбилейные версии бывают только у Марка II. Правда
В сентябре 1998 года аккурат к 30-летию модели Toyota начала предлагать юбилейные версии рестайлинговых Mark II в кузове X100. Пакет опций получил собственное имя Trente. В него входили: значки 30 anniversary на средних стойках и ключе зажигания, позолоченные эмблемы на решетке радиатора и колесных дисках, ксеноновая трехсекционная оптика, двухцветный окрас кузова (темно-зеленый или перламутровый верх и золотой низ), стекла с голубоватым оттенком, хромированные накладки на пороги с именем модели, трехспицевый кожано-деревянный руль, кожаная отделка селектора «автомата», регулируемые подголовники и бокс-подлокотник для задних пассажиров, хромированная насадка на глушитель. Набор Trente можно было заказать только в дополнение к комплектации Grande с двигателями 2.0 и 2.5. То есть юбилейные Mark II были далеко не самыми нафаршированными. Зато имели существенно улучшенную по сравнению с другими комплектациями шумоизоляцию. Юбилейные Mark II выпускались до сентября 2000 года. Следующий юбилей модели Toyota отпраздновала в 2003 году, выпустив особую версию на базе Mark II в кузове X110.
Существовали и другие «памятные» Mark II, вот только к юбилею самой модели они не имели отношения. Например, Mark II Tourer V Anniversary Limited — подарок дилерскому центру Yokohama Toyopet, где в июле 1997 года был продан миллионный автомобиль — естественно, Mark II. В честь этого события Toyota выпустила 100 специальных версий c 2,5-литровым турбомотором. Эти Mark II получили особый двухцветный окрас кузова, другую решетку радиатора и эмблему с числом проданных автомобилей, мультимедийную систему с голосовым управлением плюс оригинальные переднюю «губу», глушитель и задний шильдик с именем модели.
А вот юбилейных Chaser в природе не бывает. За них обычно выдают пакеты опций Exciting Package и Grand Package. Exciting Package, который отличался особым перламутровым окрасом, а также элементами внутреннего и внешнего декора, предлагался с 1997 по 1998 год для дорестайлинговых Chaser X100 в комплектации Tourer. Пакет Grand Package можно было заказать для рестайлингового автомобиля в комплектации Tourer S или Tourer V. Все улучшения были заметны только внутри — это отделка дверей и сидений черной алькантарой, отделка под дерево руля и панелей салона.
Интерьер Toyota Chaser (X100)
7. Взаимозаменяемость салонов. И миф, и правда
Несмотря на общую базу, салоны всех трех «родственников» семейства не полностью взаимозаменяемы. Например, салоны автомобилей в кузове X90 во многом схожи, но имеют разные потолки, задние полки и обшивки дверей. Салон от Mark II X100 без переделок (за исключением обшивки потолка, задней полки и стоек) встанет только в Chaser соответствующего поколения, и наоборот. С Cresta сложнее — ввиду того, что это полноценный седан с рамочными дверьми, а не притворяющиеся хардтопами Mark II и Chaser (у полноценного хардтопа нет центральной стойки, пример — Nissan Bluebird Hardtop 910), у нее другие дверные карты, потолок, накладки на стойки, уплотнители и прочие мелочи. Поставить в кузов X90 переднюю панель и остальные детали от X100 просто так тоже не выйдет. Без переделок встанут только сиденья.
8. Легко дооснастить всеми опциями, что были. И миф, и правда
Mark II и его родственники всегда отличались обширным списком оснащения. Чтобы упростить его установку, проводка в автомобиле проложена по максимуму. Например, даже в самых простых Grande в кузове X100 есть все для быстрого монтажа парктроников или обогрева зеркал. Любую комплектацию можно дополнительно оснастить телефоном. Исключение составляют опции, отсутствующие для данной версии изначально. Их просто так поставить уже не получится. Проводка в различных комплектациях идет разная.
Интерьер Toyota Mark II (X90)
9. Полностью оцинкованный кузов. И миф, и правда
Гальваническая двухсторонняя оцинковка путем погружения кузова в цинковый электролит под действием тока появилась на Mark II в 1990 году на автомобилях шестого поколения. Но в данном случае речь про частичную оцинковку. Обработке подвергались лишь все узловые соединения и наиболее уязвимые части кузова, пороги, днище, низ дверей. Полная оцинковка, включая скрытые и труднодоступные полости, на Mark II появилась только начиная с восьмого поколения, и то не сразу, а на автомобилях с 2000 года выпуска. Ранние X100, как и предшественники, имели частичную оцинковку кузова.
10. Не бывает максимальной комплектации. Правда
Toyota всегда баловала покупателей Mark II обилием комплектаций, особыми версиями и обширным списком оснащения. При этом часть интересных опций устанавливалась на заказ дилерами под конкретного клиента. Для автомобилей восьмого поколения в этот список входили, например, парктроники, камеры бокового обзора, подсветка ног водителя и пассажира, ведерко для мусора (clean box), дистанционный запуск двигателя и открытие багажника, шильдики на кузов, спойлеры, диски. Люк штатно не ставился ни в одну из комплектаций, даже на богато упакованные версии Grande G. Соответственно, найти Mark II, в котором были бы все-все возможные опции из дилерского каталога, практически нереально.
11. Ликвиден, несмотря на возраст. Правда
По данным аналитического агентства «Автостат», Mark II входит в тройку самых популярных автомобилей на Дальнем Востоке. Он же — один из лидеров в Топ-10 самых продаваемых праворульных автомобилей в России 2019 года. И хотя его доля постоянно уменьшается — продажи снизились на 7%, зато таких результатов Mark II добился сам, без помощи Cresta и Chaser.
Неудивительно, что цена на «маркообразные» в самых популярных кузовах X90 и X100 растет с каждым годом. Стоимость даже самых старых экземпляров в хорошем состоянии уже давно перешагнула полмиллиона. Варианты с большим количеством опций и тюнинга стоят уже под миллион, иногда и выше. Дорого для таких «старичков»? Так легенда же. Аналогичная тенденция — с культовыми «европейцами»: например, ухоженный BMW Е39 без 600–700 тысяч рублей в кармане не купить. А приличный Land Cruiser 100 стоит дороже миллиона.