То есть Сенной базар
В этом году с коронавирусом многие мероприятия просто отменились. Но не все. Выжил Сенной базар, Печэн базары по-татарски. Ярмарка народных ремесел, пространство лекций и мастер-классов. Наряду с Tat Cult Fest-ом это место, где современная татарская культура являет свои достижения. Но если Tat Cult Fest больше про музыку, песни и танец, то Печэн базары – про одежду, украшения, еду – вещи обыденные, но не менее ценные.
В прошлом году фестиваль проводился впервые. Я пришла пофотографировать, послушать музыку – и мне понравилось. Поэтому в этом году решила повторить, тем более что обещали, что в рамках Печэн базары пройдет фестиваль народного костюма. Ну и в этом году столетие республики, поэтому я себе представила просто феерию!
29 августа, пройдя через рамки охраны, оказалась на территории палубы на набережной озера Кабан. Здесь было подозрительно тихо, хотя стулья и микрофоны стояли, а на маленькой сцене разыгрывался гитарист. Но особой активности не наблюдалось (листайте карусельку).
Наблюдая за народом, прошла дальше, туда, где стояли ларечки с едой. Здесь было повеселее – народ вкушал деликатесы татарской кухни (листайте карусельку).
Поднялась с другой стороны набережной. Там стояли многочисленные «зонтики», под которыми мастера разложили результаты своего труда. Украшения, сумки, книги, картины, предметы быта и игрушки – и все это в той или иной степени с национальным колоритом (листайте карусельку).
Я балдею от татарских тапочек. В основном из-за того, что они напоминают мне детство. Бабушка реально такие носила, пусть и не ежедневно, но привычно.
А я с прошлого года мечтала об одном рюкзачке-трансформере. В 2019-м жаба меня все же задушила, а в этом году я решила быть сильнее ее :) И купила! И ходила по базару с двумя рюкзаками! Один новый, пустой, во втором все богатства мира…
Но в целом было как-то слишком спокойно. Я думала, тут концерт будет или дефиле в национальных платьях…
Через пару-тройку минут свободного гуляния заметила, что народ ведет себя неестественно. Как будто я хожу по декорации фильма, а вокруг меня – актеры, репетирующие реплики и движения. Вот гармонист играет, вокруг него девушки красивые пританцовывают. Вот муллы собрались около старинного фотоаппарата. А вот молодой поэт с балкона читает стихи (а еще двое его слушают). Бежит, торопится, из внутреннего дворика кафе мужчина с пирожками. Ставит их на стол, выходящий на улицу, поправляет полотенце – явно кого-то угощать планирует… А кто-то на курае играет... Фотографы бегают - много, штук десять. Министр по делам молодежи Республики Татарстан интервью дает… (листайте карусельку).
Понятно. Ждем випов, значит. Что ж, подождем.
Пофоткала «актеров». Пофотокала прохожих. Пофоткала девочку, которая сидела грустная, но, увидев, объектив, заулыбалась. Пофотокала доктора в «скорой» (листайте карусельку).
И тут на улице повисла мертвая тишина, как мне показалось. Даже птицы летать перестали. К набережной подошел белоснежный кортеж. «Ну все, - подумала я, - сейчас будут людей разгонять».
И ничего подобного. Вся честная толпа, которая была на набережной, никем практически не останавливаемая, потянулась к випам с телефонами. Надо же зафиксировать! Я пару раз «вписалась» в плотное кольцо из спин и костюмов, порадовавшись, что мне не надо предметно писать о визите высоких гостей: что сказали да к какому ларьку подошли… Можно было сбоку следить за тем, как толпа продвигалась по набережной, сметая на своем пути и танцующих девочек, и показывающих сценку юношей, и бегущего следом за процессией мужчину с пирожками… (листайте карусельку).
Периодически випы останавливались и, видимо, говорили пару слов. А народ вокруг убивался: «Должны были сбоку пойти, а пошли посередине!» Вот и сломалась драматургия…
Апофеозом прохода стало совместное фото на сене. Минниханов, Комаров, Хуснуллин…
И снова все завертелось, все куда-то пошли, носители телефонов побежали – и вроде как кончился праздник. Но нет, за спиной слышится: «Сергей, как вам, нравится в Казани?» Оказывается (внезапно!), прямо посреди честного народа интервью местному телеканалу дает Сергей Безруков. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный артист Российской Федерации, а еще (как мы теперь знаем) – рок-певец (листайте карусельку).
Я в такие моменты даже испугаться не успеваю. Включается какое-то внутреннее торможение, в стиле: «Ну Безруков и Безруков, мало ли их тут ходит». В такие моменты главное не толкнуть никого и на ногу не наступить…
А как было потом жалко девочек, которые бегали за випами, а Безрукова, стоящего в сторонке, даже не увидели! Смотрите, девочки, чаще по сторонам!
Когда гости уехали, стало еще спокойнее. Разошлись артисты. Но я еще посидела, пофоткала прохожих – уж больно костюмы красивые. Как будто и не 21 век на дворе. Жаль все же, что никакого дефиле не было (листайте карусельку).
Потом пошла гулять по набережной. Оказалось, что ее продлили, и теперь она опоясывает все озеро Кабан. Не надо, например, выходить на мост, по которому гоняют машины – для людей построили отдельный. Он слегка приподнят над водой, чтобы байдарочники и прочие лодочники могли перемещаться из одной части озера в другую. В целом очень даже ничего, тут куда приятнее гулять, чем мимо машин (листайте карусельку).
Однако слегка смутили меня закрытые выходы на улицу Хади Такташа. Чтобы выбраться с набережной, пришлось перелезать ограждение. Вот это.
Но, надеюсь, в этом десятилетии там все доделают, и можно будет с чистой совестью окончательно все открыть. И гулять, гулять!