Найти тему
Hello, school

Теория литературы💡🧩📖 часть 1

Оглавление

Данная статья поможет вам разобраться в главных понятиях литературы.

Роды литературы:

Еще с античных времен (Аристотель) принято разделять литературу на три рода:

1. Эпос - охватывающий бытие в его многообразии: пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность).

2. Лирика - запечатлевающая внутренний мир личности в и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций(экспрессивность).

3. Драма - фиксирующая речевые акты, обладающая, с одной стороны, экспрессивностью, с другой - сюжетностью, что позволяет в этом роде литературы видеть слияние черт лирики и эпоса.

Для каждого рода литературы характерны свои специфические жанры.

Эпические жанры:

Для эпоса - эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, некоторые виды очерка. Специфическая черта эпоса - в организующей роли повествования: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях как о чем-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Основное различие между перечисленными жанрами - в объеме произведения, а также в масштабе отображаемых событий и философских обобщений.

Эпопея - монументальное по форме произведение общенародной проблематики (напр., 《Война и мир》Л. Толстого, 《Тихий Дон》 М. Шолохова)

Эпическая поэма - поэтическое, в некоторых случаях прозаическое произведение, обладающее сюжетностью, как правило, произведение воспевающее славное прошлое народа, его дух и проч. (напр. ,«Полтава» А. Пушкина, «Мертвые души» Н. Гоголя).

Роман - произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. По определению Белинского, роман - 《эпос частной

жизни》(напр. , «Обломов» А. Гончарова, «Отды и дети» И. Тургенева).

Повесть - «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т. п. (напр. , «Степь» А. Чехова, 《Записки из «Мертвого дома» Ф. Достоевского). Разграничить роман и повесть часто бывает достаточно трудно, в западном литературоведении жанр «по- несть" не выделяется вовсе (там разделение происходит на две основные категории: «novel» -роман», и «short story» - «рассказ»).

Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления существует точка зрения на повеллу как на разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета, сводит жизненный материал в фокус одного события (напр., ранние рассказы А. Чехова, Н. Гоголя, «Темные аллеи» И. Бунина).

Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение.