Оговоримся сразу, я полагаю, все что будет сказано в этой статье вам и без меня прекрасно известно. Однако, как я неоднократно говорил, я пишу также и для себя, а поэтому мне просто приятно куда-то время от времени вываливать свои мысли. Некая материализация выходит, пусть и не всегда удается точно выразить то, что вертится в голове. Так что я просто в очередной раз выскажу свое мнение, а вы уж сами решайте соглашаться с ним или нет, и читать ли вообще.
Бывает я частенько слышу фразу, не важно даже от кого, наподобие: "Ну это же мультики все, разве могут они нести в себе глубокий посыл, как, например, кино. Вот, кино, это да. Там взрослый формат, не то что здесь". Как правило, такое говорят люди более старшего поколения, что неудивительно, мы частично эту тему затрагивали уже, поэтому конкретно на них останавливаться не будем.
Проклятие формы
Так уж заведено, что мыслить шаблонами очень удобно, и в этом нет ничего постыдного. Все мы, в той или иной степени, что-то обобщаем. Поэтому некоторым людям достаточно одного понимания того, что перед ними анимация, чтобы с полной уверенностью вешать на нее ярлыки детского развлечения не несущего в себе ничего серьезного. Зачастую простенькое кино воспринимается лучше какого-нибудь зарекомендовавшего анимационного сериала или фильма.
Все это относится и к кино, поскольку велика вероятность, что та же, например, книга будет в головах окружающих иметь больший вес просто потому, что это книга. Чтение в наше время приобрело некий окрас элитарности, не в последнюю очередь потому, что читать стали попросту меньше. А все редкое почти всегда ценнее. Но возвращаясь к самому формату анимации, любое произведение выходящее в нем, так или иначе столкнется с предвзятым отношением просто потому, что оно внешне "мультфильм". Японский или нет, без разницы.
Непривычные замашки
Ну здесь мы коснемся уже конкретно аниме и опять упремся в японский менталитет о котором уже и так было сказано достаточно. Если поставить аниме в сравнение с какой-нибудь среднестатистической поделкой западного типа разница будет видна невооруженным взглядом. И в глазах более консервативного пласта нашего общества складывать она будет не в пользу первого.
Сериал или фильм может поднимать животрепещущие вопросы, не стесняться углубляться в философию и поднимать самые разнообразные темы, а потом один из героев споткнется и упадет сами знаете на что. Такого хватает и встречается это практически везде, можно даже назвать это неотъемлемой частью аниме в целом, однако есть вещи этого лишенные. Полнометражные фильмы, что ориентированы также и на прокат заграницей либо же совсем уж серьезные произведения, наподобие Монстра.
На самом деле, в подобном фансервисе нет ничего плохого, когда он в меру. Но это мы с вами так считаем, другим же одной сцены будет достаточно, чтобы поставить произведение в колонку "мультики для подростков". Кто-то сейчас скажет, что большая часть аниме это и есть мультики для подростков, а я даже спорить с этим не стану. Есть же однако и вещи, что под эту категорию едва ли попадают и смотреть их стоит уже будучи зрелым, поскольку иначе вы их попросту не оцените. И предвзятое отношение этим самым вещам так сказать "не дает ходу".
Здесь уже нужно преступить через себя и хотя-бы попробовать, а уже там в самом деле есть на что посмотреть.
Незыблемая классика
Что объединяет книги, анимацию, фильмы, театральные постановки и бесчисленное множество других форматов? Правильно, в какой-то степени, все они призваны рассказать какую-то историю. По крайней мере, в подавляющем большинстве случаев все происходит именно так. И независимо от внешнего облика этой истории, она может обладать набором самых разносторонних качеств. Аниме может и рассказывает серьезные сюжеты, способные удивить или даже заставить восхищаться.
История, в отрыве от способа ее подачи, все еще остается историей. И если бы это простое и само собой разумеющееся определение было у всех на уме, то едва ли мы столкнулись бы с затрагиваемой в этой статье темой. Я считаю, что искусство стоит воспринимать, как таковое, без лишней привязки к какому-то жанру. Есть шедевральные киноленты, прекрасная литература, завораживающая музыка и, конечно, достойные произведения японских и не только авторов. Все это искусство.
Берсерк затрагивал темы стремления человека к мечте и поиску своего призвания в жизни, Монстр рассуждал о сущности человека, как таковой. Триган учил прощению и следованию собственным принципам, а Крутой Учитель Онидзука велел всегда следовать своей цели и показал, как важно налаживать контакт с молодым поколением, а не абстрагироваться от него.
Десятки удивительных историй, ознакомиться с которыми не помешает хотя-бы потому, что это признанная классика жанра. В завершение приведу небольшой список того, что могло бы заинтересовать человека несведущего, либо же вас, если вы, по какой-то причине, еще не смотрели эти вещи. А это очень даже вероятно, поскольку все признают: "Да, это классика, я знаю", вот только руки у них до этой самой классики так и не доходят.
Легенда о героях галактики - фундаментальное произведение, многими считаемое величайшим событием в истории всего аниме, как такового. Большая, проработанная и цельная история, затрагивающая политику, войну, смерть и жизнь. О нем не особо много говорят у нас, так уж получилось, что большинство обошло его стороной, но можете быть уверены, вам стоит с ним ознакомиться. Да, его визуал уже устарел и боевые сцены не будут такими впечатляющими, но прекрасные персонажи и поистине великая история перекроют этот минус с лихвой.
Монстр - сюжет, повествующий об успешном японском нейрохирурге, однажды спасшем жизнь находившемуся в следствие нападения при смерти мальчику. Поднимает очень интересные вопросы, такие как: "Все ли жизни одинаково ценны?" и к чему вообще может привести подобное "спасение" с того света? Ведь давая жизнь одному, может статься, мы отнимаем ее у других. В сериале целых 74 эпизода, и по моему мнению, он слегка затянут. Особенно это бросается в глаза во второй половине аниме. Несмотря на это, сериал крайне достойный и заслуживает вашего внимания.
Триган - двадцати шести серийная история, рассказывающая о с виду простоватом Вэше Урагане, так уж случилось, что за парнем то и дело следуют разного рода разрушения, пусть он сам того и не желает. Это приводит к огромной награде за его голову, ужасающей репутации и двум девушкам из страхового агентства, непримиримо следующих за ним. Аниме о противостоянии двух совершенно разных идеологий и верности своим убеждениям. А также тому, чем готов пожертвовать герой ради их соблюдения. Многие сравнивают сериал с Бибопом, и схожести в самом деле есть. Но оставим их на потом.
Берсерк 1997 года - одно из моих любимых аниме, взявшее за основу арку "Золотой Век" из одноименной манги. Начало огромной истории, что продолжается до сих пор. Похождения хладнокровного наемника Гатса вместе с новообретенной им "Бандой Ястреба" и ее харизматичным лидером по имени Гриффит. Жестокая и кровавая история в антураже добротного темного фэнтези. Отличный саундтрек и одно из самых запоминающихся окончаний в жанре. Писать о берсерке можно много, но ограничимся и тем, что сказано на данный момент.
Гуррен-Лаганн - как и писал ранее, история длиною в жизнь. Продолжительное путешествие, начавшееся в небольшом подземном селении и закончившееся чем-то невообразимым. Все это дает нам взглянуть на происходящее с разных углов, показывая, что благие намерения не всегда сулят одного лишь добро. Сюжет о настоящей дружбе, любви и неисчерпаемой силе воли, способной разжечь искру жизни. Магма течет в наших венах, раскаляя сердца! Аниме на все времена, заслуженно получившее статус классики.
Это лишь маленький список того, что можно предложить. Ковбой Бибоп, Стальной Алхимик, Союз Серокрылых, Мастер Муси, Самурай Чамплу и множество других вещей. Также не стал упоминать многочисленные фильмы Миядзаки по той причине, что о них практически все и так знают.