Мешал этому огромному детине (дяде Жене «большому») и наш чёрный кот Черныш. Наверное тем, что: перебегал дорогу, раздражал своим присутствием, недостаточно боялся…? Такого умного и чуткого кота я никогда больше не встречал. Это уникальный кот. Его родила наша кошка-пеструшка Мурка, которую приютил в нашем дворе дядя Женя «маленький» . Это была его любимица, он зацеловывал её не меньше, чем свою жену. У неё был красивый разноцветный окрас, состоящий из рыжих, белых и чёрных пятен. Универсальная красавица на любой вкус. Кому из котов нравятся блондинки – пожалуйста. Кому брюнетки, кому рыженькие – всем котам на загляденье. Она была самым лучшим охотником из всех котов, которые жили в нашем дворе. Одинаково эффективно справлялась как с мышами, так и с крупными крысами, поэтому быстро навела порядок на нашей территории. Отец Черныша не вылезал из кошачьих командировок, мы его никогда не видели, знаем о нём только то, что он был обычным чёрным чечеловским котом.
Вот такая у моего чернявенького друга родословная. Черныш в детстве выглядел маленьким пушистым угольком, который с лёгкостью закатывался и растворялся в темноте подшкафного пространства. Сколько не смотри, ничего не увидишь, если ему вздумается спрятаться на чёрном фоне. Только жалобный писк мог обнаружить место расположения его чернеющей шубки. Поэтому и получил он эту кличку. Любимым местом для сна возле печки у него были ботинки или туфли моего дедушки, которые тот выставлял для просушки. Этого котёнка в дедушкиной обуви устраивало всё: запах, внутренний уют, наличие таких удобных шнурков, которыми в любой момент можно поиграть. Черныш, практически вырос в недрах этой обуви. И долго, уже подростком, по старой памяти, ложился рядом с ней и запихивал голову вовнутрь (больше ничего уже не помещалось).
Пока он был маленьким, его не выпускали на улицу, но он всё равно там оказывался. Черныш умудрялся протиснуться в приоткрытую щель форточки на веранде и зависнуть на тонких ветках сиреневого куста. Там он нас и встречал радостным писклявым мяуканьем. Пока он почти ничего не весил, это было логично – и на улице, и в безопасности. Эта привычка была у него и тогда, когда он стал уже подростком, но выглядело это уже комично. Мяукающий, достаточно массивный меховой предмет, качающийся и балансирующий на тонких ветках. Он долго отказывался поверить, что детство закончилось и пришло время покинуть ненадёжные, теперь уже, ветки сирени и дедушкины туфли. И искать новое место для ночёвки и наблюдательного поста.
Таким местом для ночёвки он выбрал меня, а точнее - мою голову. Терпеливо ждал, когда я буду укладываться спать, чтобы занять своё «законное» место на моей подушке. Со стороны это выглядело так, как будто я спал в чёрной меховой шапке. Мне это нисколько не мешало, а кот так лучше высыпался. Моя мама, поначалу, пыталась перекладывать Черныша мне на ноги. Он не возражал, но потом опять тихонько переползал и окутывал меня своим меховым одеялом. Мама просыпалась, перекладывала кота, но он опять оказывался на прежнем месте. Так продолжалось несколько ночей, и кот отстоял, а вернее, отлежал своё право спать на моей подушке.
В нашей семье все любили Черныша, но в близкие друзья он «записал» только меня. Если я дома, он всё время старался быть возле меня. Стоило мне присесть – он тут же своим чёрным меховым пледиком укрывал мне колени. Это был очень любознательный кот, ему было интересно наблюдать за нами. Всё, что мы делали, было ему интересно. Он долго и внимательно мог следить за любым процессом труда. Это о нём пословицу придумали: «могу часами смотреть, как кто-то работает». Особенно ему нравилось наблюдать за мамиными действиями на кухне – это для него всегда была зона повышенного внимания. Ни один скрип холодильника не оставался без его личного присутствия. Играть в кошачьи игры Черныш тоже очень любил. Ни одна бесхозная катушка ниток, ни один мелкий предмет не лежали у нас на виду. Все они были усердно закатаны под шкаф или диван. Это было очень удобно, если потерян мелкий предмет, его всегда можно найти на «месте» - под шкафом или диваном. Было, правда, и одно неудобное место – это пространство под пианино, для этого случая у нас была припасена и отработана технология извлечения мелких предметов с помощью тонкой ручки мухобойки. Словом все были заняты своим делом – люди своим, коты своим. Никто не бездельничал.
Кот вырос и превратился в большого, чёрного, пушистого красавца – достойного представителя кошачьей породы. Черныш был очень чистоплотным котом, не смотря на то, что день он проводил во дворе, в доме не было никаких посторонних кошачьих запахов, а со следами от лап мы боролись при входе Черныша в дом. Каждую его лапу тщательно протирали влажной половой тряпкой. Никаких драк и злых царапаний с хозяевами он себе не позволял, как бы не заигрывался, всегда чувствовал меру. Единственно, что он позволял себе зверского – это рычать на всех кто оказывался рядом в тот момент, когда он ел мясо. Но это обычные для всех котов повадки.
А вот к необычным, может даже уникальным, я бы отнёс его способность поддерживать с хозяином связь на большом расстоянии. В любое время дня, он чувствовал наше приближение за несколько кварталов от дома (это приблизительно метров триста). Нас ещё не видно на нашей улице, мы за поворотом только к ней подходим, а кот настораживается, бросает все свои кошачьи дела и стремглав выбегает со двора.
Всякий раз, подойдя к своей улице, после выхода из-за угла дома мы видели одну и туже картину – на середине улицы бежит нам на встречу и мяукает наш Черныш, подняв хвост «трубой». Это было очень приятно - нас очень, очень ждали весь день. В компании с котом мы заходили во двор, где ощущение радости подхватывал пёс Каштан, который по поведению кота, тоже уже знал заранее, что мы сейчас войдём во двор.
Но жизнь чёрного кота не безоблачна. В адрес Черныша постоянно сыпались угрозы со стороны дяди Жени «большого». Он обещал свернуть ему голову или завезти его на середину реки «купаться». «Неожиданно» кот исчез. Не знаю наверняка, но думаю, что это его «добрых и заботливых» рук дело.
Это была первая серьёзная потеря, которая врезалась в мою детскую память. Пропал не просто домашний зверёк, это был чуткий друг, небезразличный попутчик на детском участке тропинки моей жизни. Дедушкин двор тогда осиротел. На одну светлую душу стало меньше. Потом появились другие домашние зверюшки, но эти первые два верных товарища моего детства, Кот Черныш и Пёс Каштан – уличные хранители нашего домашнего очага, останутся в моей памяти навсегда. Этими строками я хочу виртуально продлить их достойную жизнь.
PS: На фото снимок моего сегодняшнего кошачьего попутчика, чёрной кошки Симы. Она со мной активно блуждает по тропинкам жизни уже двадцать лет! (30.08.2017г.)
PS1: Симка дожила аж до 29.03.2018г.
PS2: Читатель пишет:"Коты и кошки всегда сами выбирают из всех домашних себе Хозяина и его любят. Остальных только терпят снисходительно. Поэтому жалко Черныша. Точно ведь сосед "искупал"". С уважением Дима (Димитрий Крылов 25.03.2019г.)
(К.В. 26.03.2019): Жизнь всегда полна собственного смысла. Чёрный кот оказался светлым существом, а человек-сосед, убелённый снегом седины, прожил остаток своей жизни с чёрной душой, замаранной.
Предыдущая часть: