Найти тему
ADELSTAND

Так или страшен ОРКСЭ, как его малюют

Коллаж автора
Коллаж автора

4 класс и странная аббревиатура нового введенного курса. Оценок по нему нет, "зачета" тоже. Просто прослушать и принять с сведению.

ОРКСЭ расшифровывается как "Основы религиозных культур и светской этики". Это учебный предмет, включенный в программу 4 и 5 классов, как "федеральный компонент". Запущен в тестовом режиме в 2010. А уже "на полную", с сентября 2012 года и до 4 сентября 2019 года, курс включал в себя 6 вариантов модулей, из которых для изучения должен был быть выбран одним из законных представителей ребенка.

Перечень модулей:

  • "Основы православной культуры"
  • "Основы исламской культуры"
  • "Основы буддийской культуры"
  • "Основы иудейской культуры"
  • "Основы мировых религиозных культур"
  • "Основы светской этики"

В начале 2019-2020 учебного года, модули, касающиеся основ православной, исламской, буддийской и иудейской культур были удалены из состава предмета. На выбор детям достались лишь Основы мировых религиозных культур и Основы светской этики.

Как это понимать? Как борьбу за детские души и умы или попытку обьединения жителей многоконфессионального государства?Или как простую экономию на учебниках и очередную попытку унификации под одну гребенку? Или как политическую борьбу светского государства и религиозных конфессий за подрастающую паству?

Все на самом деле гораздо сложнее. Как известно, религия-это "опиум для народа". И то, какой "опиум" в реальности выбрали жители России при начале массового внедрения предмета в 2012 году, не порадовал представителей РПЦ. В тот год была собрана детальная статистика с разбросом по регионам, с результатами которой за 2012-2013 год можно ознакомиться в Википедии. И по итогам аналитики оказалось, что в "русских" регионах, не отличающихся исторической приверженностью к какой-то религии, типа ислама, например, или буддизма (национальные республики), Основы Православной Культуры к изучению выбрало лишь около 30% родителей. Основной выбор волеизьявления "овец православных" пал на Мировые Культуры и Светскую Этику вместе взятые.

Все это вызвало волну негодования среди членов РПЦ, посчитавших результаты нечестной игрой, фальсификацией, саботажем, политическим заказом с целью понизить значимость церкви и религии, с последующим требованием пересчитать показатели статистики.

Дети национальных регионов типа Ингушении, Чечни, Тувы тогда однозначно сконцентрировались на изучении основ превалирующих в регионе религий, закрыв для себя возможности получения знаний по другим конфессиям. Башкирия же демонстративно решила изучать "Светскую Этику". Получился тотальный перекос телеги страны, которую тянули лебедь, рак и щука, показавший реальное распределение сил на фронтах борьбы за умы и души подрастающего поколения и настроения в обществе в целом по отношению к религии. Плюс пошла "волна" рецензий на содержание учебников и преподнесение в них религиозного материала. Представители конфессий и прочие ученые мужи разных светских институтов ломали копия и нервы в борьбе за "права человека" и души детей.

О некультурологическом, но миссионерском характере учебников основ религиозных культур, выпущенных в 2010 году, об опасности преподавания в светской школе основ одной из четырёх религий, вводящего разделение детей на сепаратные группы по религиозному и конфессиональному признаку, свидетельствует экспертное заключение Московского бюро по правам человека на комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Словом, битва разгорелась нешуточная. Ибо "опиум" и "дурман" у всех свой, а религия издавна определяла свое приоритетное право быть важным инструментом управления человеком и историей человечества. Есть в ней много спорных моментов, а не только всеобщее стремление к добру и основам морали. Тебе тут и Крестовые походы припомнят, и 30летнюю войну, и Варфоломеевскую ночь, и индульгенции, и ведьм на кострах...И все ж ради света и мира во всем мире. Словом, все очень на грани, на лезвии ножа. И еще детский возраст хороший выбрали-10-11 лет: уже не дите, но еще и не тинэйджер, и пока еще можно достучаться и что-то в голову вложить.

Вопрос, кстати, еще в том, как это все транслируют и передают в классах нашим детям учителя.

И чтобы "ложилось лучше" видимо, решили все предельно упростить, сведя до двух модулей, которые все-таки выбрало большинство мыслящих россиян-Мировые религиозные культуры и Светская Этика. Хотя, читаешь содержание учебников и возникает стойкое ощущение, что все-равно пытаются задеть нас за живое и подсадить "на крючок" с понятиями морально-нравственных ценностей, греха и покаяния, ибо "воздастся нам" всем однозначно.

Содержание учебника Основ Светской Этики
Содержание учебника Основ Светской Этики
Содержание учебника по Основам Мировых Религиозных Культур
Содержание учебника по Основам Мировых Религиозных Культур