Найти тему
Команда BB

Готовимся к продаже

Подготовка бизнеса к продаже: управление его стоимостью с целью получения выгоды

Современные бизнес-реалии свидетельствуют о нецелесообразности удержания бизнеса в одних руках без привлечения инвесторов. Доля участника или вся фирма давно стали объектом купли-продажи, выгодной как для владельца, так и для инвестора. Корпоративные права, как и компания в целом – такой же товар, который может приобретаться не только с целью развития, но и как предмет перепродажи. Соответственно, покупка фирмы – это своего рода перспективное долго- или среднесрочное вложение средств на период, пока менеджмент не сможет выполнить эффективное повышение стоимости компании.

Первым этапом на пути получения выгоды от продажи корпоративных прав или бизнеса в целом является проведение оценки фирмы как объекта инвестиций. Стремительные изменения рынка и недостаточная подготовленность финансовых директоров – основные причины отсутствия эффективности управления ценой организации. 

Мы предлагаем ознакомиться с базовой моделью эффективного управления стоимостью компании, которая будет способствовать повышению ее цены для получения максимальной выгоды для владельца в момент продажи. Такой подход будет интересен для предприятий, которыми уже запланировано привлечение инвесторов, а также для тех, у кого есть сомнения по поводу целесообразности продажи бизнеса.

Основные составляющие цены реализации фирмы

Большинство методик расчета стоимости бизнеса, применяемых на практике, сводятся к единому подходу VBM (Value Based Management). Аксиомой является то, что цена продажи предприятия всегда значительно отличается от балансовой стоимости. Наиболее существенно различие, если балансовую стоимость рассчитать согласно правил российского бухгалтерского учета. Применение стандартов МСФО (международные стандарты финансовой отчетности) способствуют выравниванию этих показателей.

Первое, что интересует потенциального покупателя или инвестора, - финансовые показатели предприятия и ситуация на рынке. Опираясь на эти данные, инвестор может принять решение о покупке именно вашей компании или вложения в нее собственных средств. Второй показатель, но от этого не менее значимый, для инвестора составляют нематериальные активы фирмы: квалификация и опыт персонала, наличие торговых марок и уникальных технологий, расположение, бизнес-контакты, которые в совокупности составляют деловую репутацию (гудвилл). 

Таким образом, цену реализации компании будут составлять два показателя: балансовая стоимость и гудвилл. Поэтому предлагаемая нами модель управления основана на финансовых и нефинансовых параметрах фирмы, цель которой - увеличение балансовой стоимости и повышения инвестиционной привлекательности и деловой репутации.

Финансовые показатели как мера стоимости бизнеса 

Финансовые показатели (ликвидность, оборачиваемость активов, рентабельность, прибыль) не в состоянии отразить полную картину стоимости компании по двум причинам:

  • при их рассмотрении не принимаются во внимание объем и стоимость нематериальных активов, которые непосредственно влияют на показатели рентабельности, а также являются ее источником;
  • приоритетность показателей прибыли в управлении компании ограничивает ее инвестиции в нематериальные активы и может быть причиной отказа от прибыльных проектов, так как существенные затраты без учета перспектив снижают показатели прибыльности.

Базой для определения финансовых показателей, наиболее востребованной в практике оценки компаний, является расчет экономической добавленной стоимости (EVA® — Economic Value Added, зарегистрированная торговая марка). Его данные наглядно иллюстрируют инвестору или потенциальному покупателю прибыльность компании в сравнении с аналогичными участниками рынка.

Одновременный учет нематериальных активов с финансовыми показателями и построение их сбалансированной модели для управления стоимостью компании с целью ее повышения возможен с помощью использования сбалансированных показателей (BSC — Balanced Scorecard). Такая модель способствует:

  • своевременности мониторинга изменений цены предприятия;
  • выявлению факторов, способных воздействовать на изменение стоимости; 
  • составлению сценариев принятия стратегических решений, направленных на увеличение стоимости; 
  • построению схемы взаимосвязанных факторов, способствующих колебанию цены;
  • своевременному выявлению критических ситуаций и тенденций на основе разработанных схем и данных мониторинга;
  • оперативному предоставлению актуальных данных по стоимости фирмы понятных для инвестора и потенциального покупателя.

EVA® - эффективный инструмент для инвестиционного решения 

Как показывает практика, иностранные инвесторы опираются на показатель EVA® и требуют его отражения в отчетности российских бизнес-структур, выходящих на фондовый рынок или стремящихся продать компанию.

Показатель EVA® был разработан в 90-х гг. прошлого столетия американской компанией Stern Stewart&Co и на сегодняшний день является наиболее востребованным в практике ведущих мировых компаний для принятия инвестиционных решений. Это обусловлено его способностью учета всех параметров, которые оказывают влияние на эффективность деятельности фирмы, несмотря на значительное количество присущих ему допущений и прогнозов. 

Использование этого показателя в управлении – это способ учесть полноценную стоимость капитала. Доступность и прозрачность EVA® позволяет его применять не только для оценки фирмы, но и для расчета эффективности инвестиционных проектов. Благодаря своей универсальности, он позволяет также сравнить эффективность деятельности отдельных подразделений холдинговой компании.

В практике оценки бизнеса применяется несколько вариантов EVA®. Один из наиболее востребованных заключается в следующей формуле: 
EVA® = NOPAT – WACC x CE,

в которой: 
NOPAT (Net Operation Profit After Taxes) — чистая прибыль после уплаты налоговых и прочих обязательных платежей, которая может рассчитываться как чистая прибыль до уплаты налогов суммированная с процентами к оплате, лизинговыми процентами и амортизацией гудвилла, уменьшенная на сумму налоговых платежей;

WACC (Weighted Average Cost of Capital) — средневзвешенная цена капитала, позволяющая учесть доли и величину собственного и заемного капитала, связанные с его использованием и присущие данной фирме риски. При расчете используется стоимость собственного капитала, помноженная на долю собственного капитала и увеличенная на стоимость заемного капитала, помноженного на долю заемного капитала. 

Также стоимость капитала рассчитывается с помощью метода оценки риска CAPM (capital assets pricing model): 
СС = Rf + β(Rm – Rf),

в котором:
Rf — вероятная ставка доходности; 
Rm — уровень доходности по показателям рынка; 
β — коэффициент корреляции актива и рынка (стоимости и индекса).

Допускается детализация расчетов с разбивкой долей капитала по его цене. Этот показатель наглядно иллюстрирует преимущество EVA®, которое заключается в возможности учета цены капитала, а также его доли в составе общего пассива предприятия и возможные риски, выявление которых позволяет не только определить их влияние, но и позволит разработать стратегические решения для их снижения; CE (Capital Employed) — объем инвестиций, применимо к нашей модели составляют сумму всех активов, находящихся в распоряжении компании.

При проведении расчета важной задачей является оценка степени влияния каждого параметра расчета на общий итог и при необходимости проведение декомпозиции (разделения) параметра, который оказывает наибольшее влияние. Необходимость сортировки полученных параметров является способом минимизации сложности расчета и излишней детализации параметров, которыми можно пренебречь.

Гудвилл – нематериальные активы

Вторым значимым параметром оценки бизнеса является гудвилл. Обобщенно его можно назвать деловой репутацией или, как гласит одно из определений Американского общества экспертов-оценщиков (ASA) – «доброе имя компании». Оно включает не только репутацию фирмы на рынке, но и ее месторасположение, обеспеченность квалифицированными кадрами, активность бизнес-контактов и взаимодействия с контрагентами и по сути является нематериальными активами предприятия. Условно их можно распределить по трем группам:

I группу составляют активы, не поддающиеся амортизации, с неопределенным сроком и являющиеся неотъемлемой частью фирмы: кадры, условия продвижения продукции, месторасположение, репутация;

II группу составляют активы с неопределенным сроком без возможности амортизации, являющиеся неотъемлемой частью сотрудников: навыки, способности, деловая репутация;

III группу составляют амортизируемые активы с определенным сроком эксплуатации: авторские права, торговые марки, патенты и лицензии. Эта группа обычно оценивается отдельно.

Наиболее значимым параметром оценки нематериальных активов является интеллектуальный капитал, изучение которого ведется с начала прошлого века. Классик менеджмента Питер Друкер о важности интеллектуального потенциала бизнеса писал: «Ключевой экономический ресурс современности – знание, которое является не просто доминантой конкурентного преимущества, а и единственным его источником». Формирование стратегии бизнеса базируется прежде всего на интеллектуальном потенциале компании, так как эффективная конвертация его в производимые товары и услуги является ведущей компетенцией фирмы. Говоря простым языком, компания может иметь хорошие показатели финансовой деятельности, но в условиях отсутствия квалифицированных кадров ее постепенно вытеснят с рынка фирмы с более высоким интеллектуальным потенциалом. Поэтому повышение стоимости интеллектуального капитала предприятия обеспечит существенный рост цены бизнес-структуры в целом.

Состав структуры интеллектуального капитала различен и зависит от сферы деятельности. Менеджер должен своевременно выявить и суметь принять правильное решение в отношении структуры и обеспеченности кадрами и их квалификацией. Оценку можно произвести, например, по уровню образования каждой отдельной группы работников (АУП, ИТР и рабочих), показателям текучести кадров и определению среднего профессионального стажа. Соответственно высокий уровень образования и стажа работы в сочетании с низким уровнем текучести кадров позволяют сделать вывод о достаточном опыте сотрудников, который необходим для обеспечения роста компании и ее уверенной позиции на рынке. Но нельзя отбрасывать тот факт, что существующий потенциал необходимо не только сохранять, но и не препятствовать его дальнейшему развитию (курсы повышения квалификации, тренинги), что также положительно скажется на стоимости капитала в перспективе.

Конвертация накопленного знания и опыта в корпоративные знания компании – важный момент в реализации стратегии повышения стоимости компании. Корпоративная система знаний представляет собой совокупность специализированной информации, профессионального опыта и навыков, баз данных, которые используются в интеллектуальном капитале предприятия для получения экономических и технологических выгоды. 

Поэтому целесообразно перевести накопленный опыт сотрудника в общекорпоративный. Такой перевод снизит риск потерь и снижения качества интеллектуального капитала в случае увольнения сотрудника. Примером может быть базы данных, история сотрудничества с клиентами в логистических компаниях, ноу-хау или последовательность технологических операций в производственной фирме и т.п.

BSC (Система сбалансированных показателей) как способ управления стратегией

Общей системой управления финансовыми и нефинансовыми параметрами считается BSC (Система сбалансированных показателей), разработанная в середине 90-х гг. прошлого столетия Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом, и успешно применяемая на практике мировыми компаниями, входящими в ТОП-100: Xerox, Electrolux и другие.

Ее основной постулат об «извлечении прибыли не только сейчас, а и всегда» относится к сфере стратегического управления и способствует увязке стратегии и оперативного управления, стремясь к сбалансированности системы финансовых и нефинансовых показателей. Разработчиками предлагается использовать для этой цели 4 основных параметра: финансовые процессы; взаимодействия с потребителями; формирование производственных процессов; обучение и экономический рост. 

Для определенной группы компаний существенное значение имеет также пятый параметр – персонал, либо его консолидируют с обучением и экономическим ростом.

BSC предполагает первостепенное значение миссии и стратегии развития, а вкладу отдельно взятого сотрудника отводит последнее место. Ее применение возможно в качестве инструмента как разработки стратегии, так и мотивации персонала и руководителей. 

Использование BSC способствует выявлению факторов и критических аспектов функционирования предприятия, на основании которых руководителю наглядно демонстрируется стратегия развития, а исполнителю – база для планирования и исполнения своих функций. Это достигается возможностью детализации параметров до уровня конкретных мероприятий, что делает систему незаменимым методом осуществления управленческого контроля.

Сочетание EVA® и BSC – оптимальный подход для повышения стоимости компании

Наиболее оптимальным способом эффективности управления стоимостью фирмы является сочетание менеджмента финансовыми показателями с применением EVA® и управление нематериальными активами с помощью некоторых элементов BSC.

Целесообразность такого сочетания неоднократно обсуждалось в научных исследованиях по стратегическому планированию и периодических специализированных изданиях вплоть до возможности объединения EVA® и BSC в единый алгоритм. Но нужно учесть, основная миссия BSC заключается в возможности управления стратегией предприятия, а EVA® предназначен для повышения добавленной стоимости фирмы, который эффективно интегрируется в BSC. систему сбалансированных показателей. Если же рассматривать EVA® в качестве инструмента, как предлагает компания Stern Stewart&Co, то его интеграция с BSC возможна только с определенными допущениями.

Применение BSC в неизменном составе параметров без допущений нуждается в обсуждении и принятии стратегии развития компании каждым сотрудником. Игнорирование этих мероприятий может свести минимуму эффективность использования системы сбалансированных показателей.

Объединение этих систем предполагает определенность направления стратегического развития и наличие четкой его формулировки владельцем компании. При этом стратегия BSC может утратить гибкость, но ее возможность конкретизации пути развития делает ее незаменимой для разработки мероприятий по достижению намеченной цели. В этом аспекте существует риск снижения эффективности применения такого подхода, но его можно нивелировать с помощью высокого уровня организации управления персоналом и доверия управленческому аппарату компании. 

Миссия организации, которую в скором времени предполагается продать или привлечь внимание инвесторов, определяется как максимизация стоимости организации. На примере, приведенном ниже, будет рассмотрена модель системы сбалансированных показателей, которая является базовой и в зависимости от вида деятельности может быть подогнана под конкретные показатели.

Параметры, которые будут определять миссию организации, следующие: 

I параметр - финансовые процессы — финансовые показатели деятельности организации, которые оказывают воздействие на повышение ее стоимости и на которых акцентирует внимание потенциальный инвестор или покупатель (показатели рентабельности, прибыли, структуры капитала и др.);

II параметр - взаимодействия с потребителями — показатели, иллюстрирующие потребительскую ценность продукции и услуг организации, их потребительские свойства, за которые покупатель готов оплатить повышенную цену (стоимость, оперативность обслуживания, уровень удовлетворенности потребителя продукцией, перспективы притока новых покупателей, параметры объема реализации количественном выражении, положение на рынке); 

III параметр - формирование бизнес-процессов — техническая характеристика создания ценностей, востребованных потребителем: технологические процессы и бизнес-процессов организации (уровень функционирования снабжения и производства, показатели работы складского хозяйства, взаимодействие с дебиторами и кредиторами и др.); 

IV параметр – персонал, обучение и экономический рост — показатели проведения модернизации и внедрения ноу-хау, методы поддержания эффективного уровня производительности, показатели и потенциал роста интеллектуального капитала и управления кадрами (текучесть, наличие патентов, наличие пользователей корпоративной системой базы знаний).

К показателям EVA® и гудвилла, которые применяются в расчетах и оказывающих значительное воздействие на их итоги, относятся:
EVA® (группа А):

  • Выручка от реализации, (рублей); 
  • Себестоимость продукции, (рублей);
  • Амортизация, (рублей);
  • Сумма прямых и косвенных расходов, (рублей);
  • Процентные платежи по долгу, (рублей);
  • Доли заемного и собственного капитала, (%);
  • Дебиторская и кредиторская задолженность, (рублей); 
  • Доходы от основной деятельности и дополнительных услуг, (рублей); 
  • Рисковая премия предприятия, (%);
  • Рыночная ставка процента на заемный капитал, (%);
  • Структура (в суммарном выражении) затрат предприятия, (рублей);
  • Проценты по лизинговым платежам, (рублей); 
  • Сумма уплаченных налогов, (рублей).

Гудвилл (группа В): 

  • Средний размер поставок одному потребителю, (ед.); 
  • Ранжирование покупателей по ABC схеме и доля покупателей в каждой группе, (%);
  • Средний срок действий патентов компании, (лет);
  • Количество зарегистрированных патентов, (шт.);
  • Доля рынка, (%);
  • Индекс удовлетворенности потребителей, (%); 
  • Средняя продолжительность времени между контактом с потребителем и заключением сделки, (дней); 
  • Рост производительности труда, (% );
  • Оборачиваемость материальных запасов, (%); 
  • Выброс вредных веществ в окружающую среду (тонн), или материальный ущерб от выброса вредных веществ в окружающую среду, (рублей);
  • Затраты на исследования и разработки, (рублей); 
  • Инвестиции в исследование новых рынков, (рублей); 
  • Количество рационализаторских предложений на одного работника, (ед. в год);
  • Индекс удовлетворенности работников, (%);
  • Темпы развития рынка или бизнесов, от которых зависит ваш рынок, (%).

Также необходимо упомянуть другие показатели, влияющие на деятельность организации (группа С): 

  • Рентабельность основного капитала, (%);
  • Оборачиваемость оборотных средств, (%);
  • Проценты по вложениям свободных денежных средств, (рублей);
  • Себестоимость на одного работника, (рублей);
  • Возраст складских запасов, (мес.);
  • Рентабельность инвестированного капитала, (%); 
  • Рыночная стоимость акций, (рублей);
  • Темпы роста прибыли, выручки, активов.

Перечень параметров может быть изменен или дополнен в соответствии с разновидностью деятельности организации.

Затем необходимо произвести оценку влияния и удельный каждого параметра. Для этого целесообразно применить метод экспертных оценок. Допускается выделение параметров в ходе обсуждения или определение их с помощью формулы эластичности:
E = dY / dX * X / Y;

где: E — эластичность показателя Y по показателю X;

Выбранные параметры должны соответствовать следующим требованиям: 

  • Наличию показателей, влияющих на расчет EVA®; 
  • Гарантировать наибольший вес в итоговом результате (например, при детализации статей себестоимости статьи с малым весом можно объединить в одну);
  • Укладываться в общую стратегию развития компании; 
  • Должны быть сбалансированы таким образом, чтобы объективно отражать ситуацию на предприятии.

Показатели, которые принимают участие в определении EVA® (группа А) целесообразно включить в параметры «Финансовые процессы». Показатели нематериальных активов (группа В) могут быть разделены по параметрам «Взаимодействия с потребителями», «Формирование бизнес-процессов», «Персонал, обучение и экономический рост». Также следует добавить показатели из группы «С», которые оказывают косвенное воздействие на расчет добавленной стоимости или являются характеристикой стратегии развития компании.

Пример распределения показателей BSC и EVA®

Пример распределения показателей для организации рынка услуг (ремонт производственных холодильных установок):

Финансовые процессы:

  • Выручка от реализации, (рублей); 
  • Себестоимость продукции: прямые расходы до распределения косвенных расходов, (рублей); 
  • Общепроизводственные расходы — косвенные расходы, (рублей);
  • Процент заемного капитала, (%);
  • Процент собственного капитала, (%);
  • Рисковая премия предприятия, (%);
  • Сумма уплаченных налогов, (рублей);
  • Стоимость использования заемного капитала, (рублей или %);
  • Стоимость использования собственного капитала, (рублей или %);
  • Активы предприятия, (рублей).

Взаимодействия с потребителями:

  • Доля рынка, (%);
  • Ранжирование покупателей по ABC схеме и доля покупателей в каждой группе, (%);
  • Индекс удовлетворенности потребителей, (%);
  • Изменение уровня отпускных цен, (рублей);
  • Темпы развития рынка, (%); Количество потерянных покупателей услуг, (контрагентов).

Формирование бизнес-процессов: 

  • Задержки в снабжении предприятия материалами, (дней);
  • Среднее количество дней дебиторской задолженности, (дней);
  • Производственные травмы, (ед.);
  • Снижение времени на одну технологическую операцию, (часов);
  • Среднее время принятия решений, (дней);
  • Компьютеризация производства, (%).

Персонал, обучение и экономический рост:

  • Текучесть кадров, (%);
  • Средний стаж работы на предприятии, (лет);
  • Средний возраст персонала, (лет);
  • Количество рационализаторских предложений, (шт.);
  • Количество зарегистрированных патентов, (шт.);
  • Инвестиции в освоение новых рынков, (рублей).

Результатом расчетов должен стать показатель EVA® и выявлены причинно-следственные взаимосвязи между показателями и связь показателей с результатом. Примером может быть показатели снижения прибыльности вследствие инвестирования в освоение рынков или снижение объема выручки на фоне необходимости снижения отпускных цен.

На практике даже при отсутствии возможности выявления причинно-следственного механизма, опытный менеджер на интуитивном уровне имеет свои предположения, которые можно подтвердить или опровергнуть. Но наиболее простым методом для наблюдения за параметрами является использование системы сбалансированных показателей, которые способствуют наглядности результатов бизнес-процессов. 

Для предотвращения увеличения количества отчетности и минимизации задействования персонала необходимо отчетность, бюджеты и систему стимулирования персонала гармонизировать с показателями стратегических карт. Осознание значимости нефинансовых показателей управленческим аппаратом организации для эффективности применения предлагаемой нами модели.

Рассматриваемая модель может быть востребована следующими категориями пользователей: 

  • владельцы компании — для мониторинга и контроля за ходом мероприятий, проводимых с целью повышения стоимости организации; 
  • управленческий аппарат (менеджеры) — как возможность своевременной оптимизации принятия управленческих решений;
  • сотрудники — для определения коэффициента личного вклада в эффективность и экономический рост организации; 
  • потенциальные покупатели и инвесторы — как возможность выявления перспектив развития при принятии инвестиционных решений, так как этому способствует доступность для понимания рассматриваемой модели и ее прозрачность в качестве метода дополнительного анализа; 
  • сторонние предприятия — для проведения оценки надежности организации в качестве потенциального партнера.

Внедрение предлагаемой нами модели управления, с применением показателя добавленной стоимости и системы сбалансированных показателей, является возможностью существенно повысить инвестиционную привлекательность вашей компании, а также может быть одним из значимых факторов увеличения рыночной стоимости организации.

Сайт: https://bigbusiness.one/

Телефон: 8 (800) 775 26 55

Почта: mail@itp.one