Детско-родительская логистика в мегаполисе - это моя любимая тема, по которой могу консультировать без умолку, на основании личного опыта и не только. Мне интересно, как это делают другие - у кого какие успехи. Я тоже постоянно учусь у жизни, корректирую свои приоритеты и вкусы.
Сегодня же хотелось бы затронуть проблему организации домашних занятий - на примере ДМШ/ДШИ.
Опыт показывает, что с "развозом" многие семьи успешно справляются, а вот детский труд от урока к уроку... освоен, мягко говоря, не в каждом доме.
Порой - не понят, не оценен, не запланирован. А зачем, право? Отвезли в школу - "там всему и научат"!
Я настроена обсудить вопрос с теми, кто реально смотрит на вещи... и достаточно самокритичен.
Итак, человек 7-8-10-12... лет подлежит обучению по общеобразовательной программе. Кроме того, родители ведут его в музыку. Посетить все занятия по расписанию - при должной семейной организации - вполне реально. Во многих случаях, в жизни ребёнка есть место также спорту/хореографии.
Возвращаясь домой после напряжённого рабочего дня, юный герой вынужден сесть за уроки - математику, русский и иностранный языки, литературное чтение (кто пробовал, тот знает объёмы). Нагрузки с каждым годом увеличиваются. Предположим, до отбоя в 22 часа ребёнок с этой задачей справится, а мама (папа, бабушка) проконтролирует. Возможно, школьников в семье несколько: задача усложняется, хотя по-прежнему решаема.
До тех пор, пока не учтена домашняя музыкальная подготовка... А работать-то придётся! Вы же привели деточку в ДМШ, дорогие родители. Вы последовали за мечтой. Соответствуйте, пожалуйста!
Разберём совместно несколько решений проблемы.
Сразу скажу, что для меня (музыканта-профессионала, преподавателя училища, мамы школьников и дошкольников) ясность так и не наступила.
Мысли есть, варианты - на поверхности, удовлетворённости работой - пока не случилось.
Мои старшие дети в четвёртом и втором классах. Очень хочется видеть их и умелыми, и здоровыми.
Господа "семейники"
Их немало среди успешных юных музыкантов. Родители договариваются с педагогом по специальности на утренние часы, когда ребёнок бодр и восприимчив. Результаты заметны, времени такому ученику в ДМШ уделяется неизмеримо больше. Считайте, индивидуальный план... Плюсов много, музыкальное образование явно выигрывает. Для домашних занятий неограниченные возможности.
Но как бы это устроить, если у обоих родителей присутственная работа - а больше из взрослых некому поучаствовать? А никак. Семейное обучение требует исключительной вовлечённости рода... и хотя бы одного старшего родственника, постоянно трудящегося в удалённом режиме. Да что уж говорить: свободного от обязательств родственника - ещё лучше!
Так что вариант, мягко говоря, не для всех. Ответственность непомерная.
ССМШ, или школы-"десятилетки"
Совмещение музыкального и общего образования под одной крышей, в рамках одного учебного заведения. Уровень музыкальной составляющей - выше всяких похвал, для дополнительного образования практически не доступный. Школьные дисциплины представлены изначально щадяще, их привычный объём сокращён (без вариантов). Созданы все условия для процветания генеральной линии.
Стратегия ССМШ великолепна - в случае безальтернативного и крепкого успеха учащегося в музыке. В то же время, слабость её состоит в невозможности выхода на "запасной аэродром" при урезанном общем образовании. На подобной почве знаю немало личных трагедий.
Чего не отнимешь у ССМШ - так это продуманной сетки занятий, в которой заложено значительное время на самоподготовку. Нередко - утреннее, тогда как групповые уроки - во вторую смену. "Домашний" родитель и штат репетиторов приветствуются.
Ищем равновесия
Это именно наш случай.
В школу - ходим. На работу - непременно. Одно другому соответствует по духу и по времени.
Стараемся организоваться, словчить, "отхватить" время для домашних музыкальных занятий перед тем, как сесть за русский и математику. Часочек, два - как повезёт. Зависит от "загрузки" конкретного учебного дня. Главное - регулярность. Особые ставки на входные.
Новая встреча с педагогом предполагает новые достижения, новый штурм. Будут ли ребячьи действия осмысленными и ненапрасными - зависит целиком и полностью от родителей.
В перспективе, музыка может стать или не стать профессией подрастающих детей. К общему образованию грешно относиться свысока. Недальновидно...
Таков, вкратце, мой обзор организационных мер по обучению современных детей музыке - если говорить про обучение на приличном, достойном внимания уровне.
В кружки достаточно ходить, в ДМШ требуется выдавать результат, делать успехи.
Наша многодетная педагогическая семья - всего лишь на пути к осознанию, КАК НАДО.
Друзья, делитесь, пожалуйста, мнениями. Комментарии приветствуются, если проблема вам органически близка.
Спасибо за прочтение и осознание!