Найти тему
Записки о самолетах

Байкал — падение длиной в 10 лет. Авиакомпания России, часть 25.

Всем зашедшим — привет!Сегодня предлагаю посмотреть на иркутскую авиакомпанию, существовавшую 10 лет — с 1991 до 2001 года. Сегодняшний герой — «Байкал».

Авиакомпания была основна на базе иркутского авиаотряда в 1991 году. Флот состоял из самолетов Ту-154, Ил-76, Ан-12, 24 и 26. Этого вполне хватало для того, чтобы совершать полеты из Иркутска в Москву, Японию и Китай, а также чартерные рейсы — например, в 2000 году Ту-154 «Байкала» можно было встретить в ОАЭ. На момент развала СССР Иркутский объединенный авиаотряд был одним из самых крупных и мощных в союзе — в парке имелись 15 самолетов Ту-154, 5 Ил-76, много было и Ан-ов. Летный состав включал в себя 65 экипажей больших реактивных самолетов. С развалом СССР авиакомпания «Байкал» попала в сложное положение — нерациональная экономическая политика привела к тому, что к 2000-м годам в авиакомпании осталось всего два действующих Ту-154 и пять экипажей. Все остальные "тушки" и ил-76 либо проданы в другие авиакомпании, либо сданы в аренду.

Стандартная ливрея Аэрофлота — действительно, зачем тратить деньги гна покраску самолетов?!
Стандартная ливрея Аэрофлота — действительно, зачем тратить деньги гна покраску самолетов?!

Все началось в 1991 году, когда Иркутский объединенный авиаотряд и аэропорт Иркутск создали новую авиакомпанию, названную Иркутскавиа. Однако, ни руководство, ни летный состав не знали, что делать дальше - и никаких перспектив у этой а/к не было...

Казалось, что не было. В апреле 1992 года в авиакомпании появился новый человек — Геннадий Гучек. Не совсем понятно, откуда он взялся — да и не очень важно, наверное. Главное — он стал активно строить планы — акционироваться, отделиться от аэропорта — "Будете получать как в америке", - пообещал он на общем собрании. В то время многие авиакомпании образовывались подобным образом, так что схема выглядела вполне рабочей. Так вместо объединенного авиаотряда возникла авиакомпания "Байкал".

Ливрея советского Аэрофлота, но на киле другой логотип, и на борту фюзеляжа надпись Baikal Airlines.
Ливрея советского Аэрофлота, но на киле другой логотип, и на борту фюзеляжа надпись Baikal Airlines.

В скором времени в Иркутске появился еше один «некто» — англичанин Марк Бонд, купивший большинство акций новой авиакомпании. Практически сразу началась бурная летная деятельность — одно за другим стали открываться новые направления — Китай, Япония… Казалось бы — летай да радуйся, но… Типичная ситуация в России 90-х и 2000-х годов — деньги, вырученные авиакомпанией, странным образом оказывались на счетах американских и английских банков… Но поначалу это мало кого беспокоило, тем более что авиакомпания развивалась — был заключен контракт на аренду "Боинга-757". Американский самолет летал в экзотические страны, возил туристов.

Однако, в Иркутске в тот момент не было специалистов, чтобы обслуживать Боинги, пришлось нанимать техников «со стороны». Вообще, контракт по аренде самолета был составлен таким странным образом, что в редкие свои полеты «Боинг» приносил прибыль или летел «в ноль» — обычно расходы на 757-й записывались в раздел «убытки»… В погоне за имиджем деньги, выделяемые на ремонт и обслуживание советских самолетов, стали перенаправлять на обслуживание Боинга. Так что внушительный парк надежных советских самолетов постепенно все больше и больше простаивал на земле. К 1996 году состояние авиакомпании было поистине катастрофическим — одна только кредиторская задолженность превысила сто миллионов рублей, а практически весь флот был отправлен на хранение. Генеральным директором Геннадием Гучеком ожидаемо заинтересовались в ФСБ, и мистер Бонд «неожиданно» решил вернуться к себе на родину — в Англию.

Как спасти стремительно несущуюся к краху авиакомпанию?.. В 1996 году генеральным директором стал Владимир Коваленко — летчик, в прошлом командир авиаотряда. Для того, чтобы хоть немного выправить положение авиакомпании, нужны были деньги, и немалые — однако поддержки властей или инвесторов Коваленко не дождался, и тогда руководство авиакомпании решило сдавать оставшиеся самолеты в аренду (мокрый лизинг). Опять же, популярная в то время схема, которая, однако, не привела к желаемым результатам, а, наоборот, только ухудшила ситуацию — за последующие 2 года долг авиакомпании увеличился в два раза. В 1998 году его отстранили от должности, а затем и завели уголовное дело...

Все мои рассказы про Российские авиакомпании можно найти здесь:Ангара; Аврора; Полет; Атлант-Союз;Трансаэро;Саратовские Авиалинии; Вим-Авиа; КавМинВоды; Sky Express;Внуковские Авиалинии; Мавиал; ОмскАвиа; Пулково; Red Wings; АЛК;Алроса; КрасЭир; Orenair; Nordwind; Дальавиа

Совпадение или нет, но в то же время (при активной поддержке областных властей) начала образовываться новая авиакомпания - Сяны. Продержалась авиакомпания недолго, но вполне достаточно для того, чтобы окончательно добить Байкал. В 1998 году начло распродаваться имущество авиакомпании — с молотка ушли 3 Ту-154М и 2 Ан-12. Но это не помогло. Начиная с 200-х годов авиакомпания уже не выполняла собственные рейсы — оставшиеся 5 самолетов Ту-154 сдавались в аренду, причем 4 из них — без экипажей (платить зарплату летному персоналу было попросту нечем). В 2000 году был совершен последний шаг —единственный оставшийся Ан-12 был продан в а/к "Истлайн" (ныне управляющая компания АП Домодедово), оставшиеся самолеты Ил-76 - в а/к "Тэсис", а два самолета Ту-154 переданы в аренду а/к "Тэсис" по чисто символической цене.

Этот Ил-76 с 1992 года летал в Байкале, а с 1997 начал сдаваться в аренду «Тэсису»
Этот Ил-76 с 1992 года летал в Байкале, а с 1997 начал сдаваться в аренду «Тэсису»

В 2001 году авиакомпания прекратила свое существование. Фактически, из одного из крупнейших авиаотрядов в полного банкрота Байкал превратился за 7 лет, и еще 3 года просто пытался как-то выжить. Итог печален - сотни уволенных сотрудников, миллионы долгов... И возникает вопрос — а стоила ли эта 10-летняя агония того? Или не создавать авиакомпанию «Байкал» тогда, в 1992 году, было бы правильным решением? Кто знает...

Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, мой рассказ был Вам интересен. А вы летали этой авиакомпанией? Расскажите в комментариях! А еще я думаю, что вполне можно тыкнуть лайк и подписаться на канал)) Вам - несложно, мне - приятно ツ