Заканчивается ещё одна неделя. Выходные. Какие планы? Может, кофе, кресло и книга?
Тогда наша подборка как раз должна помочь. Сегодня расскажем о двух книгах, разных по жанру и небольших по объёму, которые можно прочитать за выходные.
Сандра Сиснерос "Дом на Манго-стрит"
Пронзительное повествование от лица девочки из бедного района. Девочку зовут Эсперанса.
"На английском мое имя означает «надежда». На испанском – просто слишком много букв. Оно означает и печаль, и ожидание. Оно чем-то напоминает цифру девять – такое же изогнутое и подозрительное. Или мексиканскую музыку – песни, больше похожие на плач. Отец слушает их воскресными утрами, когда бреется. Это имя когда-то принадлежало моей прабабушке, а теперь принадлежит мне. Как и я, прабабушка родилась в год лошади по китайскому календарю – считается, что такие женщины приносят несчастье. Но я думаю, эту ложь придумали китайцы, потому что они, как и мексиканцы, не любят сильных женщин".
Лаконичные и вместе с тем точные описания семьи, окружающих, соседей помогают представить, как тяжело живут люди.
"Люди, которые живут в доме на холме, спят так близко к звездам, что забывают о тех, кто обитает ближе к земле. Они не смотрят вниз, им нравится жить на холме, они довольны. Им не нужно рыться в мусоре или бояться крыс. Наступает ночь. Ничто, кроме ветра, их не будит. Однажды у меня будет собственный дом, но я никогда не забуду, кто я и откуда. Бродяги, проходя мимо, будут спрашивать: «Можно вас остановиться?» Я предложу им переночевать на чердаке, попрошу задержаться подольше, потому что знаю, каково это – быть без дома".
Книга посвящена Женщинам, но на самом деле куда важнее последние строки: "В память моей матери..."
Эта память ощущается практически в каждой строке: девочка сумела изменить жизнь, вырваться из удушающей бедности, но не предала память.
Николя Барро "Любовные письма с Монмарта"
Пожалуй, это один из современных любовных романов.
Обращает на себя внимание кольцевая композиция: на кладбище Монмарта возле могилы с красивым бронзовым ангелом стоит мужчина. Он пришел на могилу к жене. Пролог заканчивается, двумя скупыми фразами:
"Мужчину зовут Жюльен Азуле.
И Жюльен Азуле – это я сам".
И дальше повествование ведется от первого лица.
Оплакивая умершую жену, главный герой (писатель) исполняет данное ей обещание - написать ей после ее смерти тридцать три письма.
"Просто пиши мне. Пиши, что делается в мире без меня. Пиши о себе и об Артюре. – Она улыбнулась, и у меня к глазам подступили слезы. – В этом будет смысл, поверь мне. И я уверена, что в конце концов ты получишь ответ. А я, где бы там ни оказалась, прочту твои письма и уж как-нибудь буду за вами приглядывать".
Ради сохранности писем Жюльен заказывает специальный потайной ящичек в основании могилы. И однажды, открыв его, чтобы положить туда очередное послание мёртвой жене, он обнаруживает там не стопу старых писем, а каменное сердечко. В следующий раз - венок из фиалок и маргариток, билет на фильм, билет в музей. Что это? Мистика? Или чьё-то провидение?
Согласитесь, совершенно замечательная идея. Конечно, не новая. У той же С. Ахерн роман "P.S. Я тебя люблю" тоже построен на письмах - только ОН, умирая, оставляет послания любимой жене, чтобы поддержать ее.
Чем-то роман Николя Барро напоминает и "Историю любви" Сигала. (Например, вот этой фразой: "Что прикажете написать человеку, которого ты любил больше всех на свете и которого по воле рока больше нет?")
Да, идея ненова, но все равно неплоха.
Что привлекает? Описание Парижа:
"На знаменитом холме Монмартр в центре Парижа, где на площади Тертр вокруг уличных художников, выставляющих свои сомнительного достоинства творения, толпятся туристы, где весной по оживленным улочкам гуляют, взявшись за руки, влюбленные, а устав, присаживаются на ступеньках базилики Сакре-Кёр отдохнуть и полюбоваться раскинувшимся перед ними городом, пока он, розовея в последних лучах заката, не погрузится в ночную тьму, – так вот, на этом холме есть еще и свое кладбище".
Светлая печаль:
"Я посмотрел на небо над Монмартром – там одиноко светил месяц. Сегодня от него была видна только одна половинка, и я спросил себя, скучает ли он по второй так же сильно, как я".
Признания в любви:
"С тех пор как ты ушла, Элен, ранние утренние часы стали для меня любимым временем суток. Эти драгоценные короткие минуты, перед тем как проснуться.
Зарывшись щекой в подушку, еще не до конца проснувшись, я прислушиваюсь к приглушенным звукам, долетающим с улицы. Вот проехала машина. Вот зачирикала птичка. Хлопнула дверь внизу.
Бормоча: «Элен», я пытаюсь нащупать твою руку, открываю глаза.
И тут на меня снова обрушивается действительность.
Тебя нет, и все разладилось.
Я тоскую по тебе, mon amour! Как же мне перестать тосковать по тебе?
Я буду любить тебя и тосковать, пока мы не будем вместе, как в те майские дни".