Найти тему

Кто куда, а я в музей. Художественный.

В. А. Тропинин "Кружевница", авторское повторение, 1824 г.
В. А. Тропинин "Кружевница", авторское повторение, 1824 г.

Нижегородский художественный музей стал для меня одним из самых притягательных мест, где можно провести выходной. Картины русских живописцев: братьев Маковских, Ивана Айвазовского, Бориса Кустодиева и других притягивают взгляд, дарят положительные эмоции.

Вот знаменитая "Кружевница" кисти Василия Тропинина. Такая же картина находится в Третьяковской галерее и в музее художника в Москве. Налюбовалась ею и, как в Третьяковке побывала... ну, чуть-чуть.

Или картина Карла Брюллова "Гадающая Светлана" (по мотивам произведения В. Жуковского). Конечно, в НГХМ эта картина немного меньше, так как это тоже авторская копия. Но от этого она не становится менее очаровательной.

Карл Брюллов, "Гадающая Светлана", авторская копия, 1837 г.
Карл Брюллов, "Гадающая Светлана", авторская копия, 1837 г.

Любите импрессионизм? Тогда полюбуйтесь на "Девушку смотрящую на птичку". И расскажет об этой картине (или части картины) профессионал.

Можно узнать много всяких, почти детективных историй, которые сопровождали появление тех или иных картин в экспозиции музея. Вот одна из них.

После революции органами ЧК были организованы многочисленные экспедиции в богатые особняки и усадьбы Нижнего Новгорода. Подобная экспедиция была направлена и в двухэтажный дом по улице Рождественской, где находилась контора по продаже железа одного из самых богатых промышленников страны – Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева (1857–1916).

Портрет графини Е. К.  Амабелек-Лазаревой, жены промышленника,  работы С. Зарянко, 1854 г.
Портрет графини Е. К. Амабелек-Лазаревой, жены промышленника, работы С. Зарянко, 1854 г.

О его доме в Нижнем Новгороде ходили легенды – будто в нём князь спрятал часть своих несметных богатств. В конце декабря 1918 года в брошенный хозяевами особняк нагрянули чекисты. Целый день они тщательно искали спрятанные сокровища, пока не нашли потайную комнату, а в ней: картины, иконы, гобелены, предметы из фарфора, бронзы, серебра, медали – всего 1465 предмета по описи. Как попали сокровища в дом в Нижнем Новгороде доподлинно неизвестно. Но не оставляет сомнения, что это была всего лишь небольшая часть колоссального состояния князя.

Среди других ценностей из этой коллекции поступили два полотна И.К. Айвазовского. Эти работы скорее всего, были приобретены дедом промышленника – Х. Е. Лазаревым. И даже сохранились дружеские письма художника к Лазареву. В 1853 г. на даче Лазарева художник устраивал благотворительную выставку своих картин на военные темы. Одна из картин, которая теперь находится в нижегородском художественном музее - это "Берега Далмации – романтическая пастораль, навеянная природой исторической области на северо-западе Балканского полуострова (территория современных Хорватии и Черногории). Здесь главные герои не люди, а потрясающе написанный закатный свет, пронизывающий небо, отраженный в море. Интенсивные цветовые сочетания придают морскому закату исключительный, возвышенный характер. Мне бы хотелось, чтобы это было вот такое большое полотно, (коллаж позволяет увеличить репродукцию), но... это средних размеров картина в багетной раме.
И. К. Айвазовский "Берега Далмации",1848 г.
И. К. Айвазовский "Берега Далмации",1848 г.

Множество замечательных картин в нашем музее. Хочется возвращаться снова и снова... Так что, кто куда, а я в художественный музей. Будете в Нижнем Новгороде - сходите, не пожалеете.

#места для отдыха #живопись