Разработка F-22
22-ой Раптор разработан для замены F-15. Требования к новому истребителю были оглашены в начале 1980-х годов. Две компании соревновались за выполнение этого требования ВВС США: Lockheed Martin (с прототипом YF-22) и Northrop (с YF-23).
В 1991 году победителем был объявлен проект YF-22. Он был манёвреннее, чем YF-23, но более заметным.
Контракт EMD, подписанный в августе 1991 года, предусматривал поставку 11 (в итоге 9) F-22. 2 из них планировались как двухместные F-22B, но этот аспект программы был отменен в 1996 году в целях экономии.
F-22A совершил первый полёт в 1997 году. К началу 2001 года четыре имеющихся самолета по контракту EMD продемонстрировали превосходные возможности. Однако Конгресс США поставил под сомнение ценность такой дорогостоящей и громкой программы.
Производство F-22 на низком уровне было одобрено при условии соблюдения жестких требований. Производство Raptor было прекращено в 2011 году. Последний Раптор был поставлен в ВВС США в 2012 году.
В настоящее время ВВС США эксплуатируют 186 истребителей F-22. Истребитель является основой военной авиации штатов.
Что интересно, F-22 никогда не предлагался для экспортных заказчиков, даже в другие страны НАТО. Раптор не может быть экспортирован в соответствии с федеральным законодательством США.
Внутренний мир F-22 Raptor
Основу боевой авионики составляют многорежимная РЛС APG-77 и РЛС с фазированной решёткой. Два центральных компьютера управляют автоматическим переключением датчиков между полностью пассивной и полностью активной работой в зависимости от тактической ситуации.
Алгоритмы искусственного интеллекта объединяют данные с датчиков и предоставляют пилоту только актуальную информацию, дабы снизить рабочую нагрузку и в то же время улучшить тактическую осведомленность. Канал передачи данных позволяет предоставлять тактическую информацию другим F-22.
Многие датчики и авионика этого самолета остаются засекреченными.
Высокая мощность двигателей F119 позволяет F-22 осуществлять "суперкруиз" на большие расстояния.