Романтическая сказка «Русалка в Париже» представляет привычный для нас образ героини из морских глубин — прекрасная девушка, перед чьим голосом не может устоять ни один мужчина.
Но на самом деле русалки, как персонажи мифов, появились на свет еще тысячелетия назад. И разные народы по-своему представляли морских и речных дев. Сегодня мы расскажем вам о нескольких таких интерпретациях.
При слове «русалка» на ум сразу приходит девушка с рыбьим хвостом — такой она и предстает в мифах многих народов. Своим происхождением образ человека-амфибии обязан в первую очередь божествам древнего мира. Шумерский бог мудрости Эа и вышедший из морских пучин герой Оанн, а также сирийская богиня плодородия Атаргатис изображались гордыми носителями каноничных рыбьих хвостов. Последнюю и вовсе можно назвать прямой предшественницей русалок или морских дев, как их принято называть в западной культуре.
Свои покровительницы водоемов были и у древних греков. Жители Эллады считали, что в реках, ручьях и озерах жили наяды, а в морях — нереиды. И те, и другие отличались спокойным образом жизни и нейтральным, а порой даже и добродушным отношением к простым смертным. Своих нимф греки изображали в виде красивых полуобнаженных девушек с распущенными волосами и венками. А вот сладкоголосые сирены из греческих же мифов считались обладательницами птичьих тел, но их дар гипнотического пения позднее стали приписывать и русалкам.
У некоторых скандинавских народов, а также жителей Прибалтики и современной Германии русалки назывались ундинами. Прекрасные девушки выбирались из водоемов и расчесывали волосы, сидя на берегу, когда их никто не видел. Ундины любили соблазнять зазевавшихся путников, ведь если одной из них удавалось родить ребенка от земного человека, она обретала бессмертную душу. Еще считалось, что ундины умеют управлять погодой.
Ирландцы верили в морских фей — мерроу. Моряки опасались встречи с мерроу, ведь это сулило им шторм. Но в целом к людям девушки с хвостами и перепонками относились дружелюбно и, как считалось, даже иногда вступали с ними в брак. Находиться под водой мерроу могла благодаря красной шапочке с перьями, и, если украсть у русалки ее шапочку, она не сможет вернуться в море.
Свои русалки есть и в мифах народов Востока. В японском бестиарии можно встретить нингё. Это бессмертное существо представляло из себя получеловека-полурыбу и обладало тихим и чарующим голосом. Поимка нингё могла принести неудачу и даже бедствие, но зато ее необычайно вкусное мясо хранило секрет долголетия.
А где-то в Средней Азии рядом с городом Кара-Хисар (скорее всего, это территория нынешней Турции) находилось озеро Ойнар-гель. Если верить легендам, в нем жили местные русалки — су-кузлары. Они совсем не были похожи внешне на жителей тех мест — у них голубые глаза и белоснежная кожа. Иногда они садились на прибрежные камни, чтобы расчесать свои золотые локоны, но заметив человека, они сразу же ныряли в воду и больше не показывались.
В фольклоре славянских народов русалки пользовались особой популярностью. Правда, никаких рыбьих хвостов у них не было, так что не удивляйтесь тому, как русалка забралась на дерево в пушкинском «Лукоморье» — ведь для них это естественная среда обитания. Наши предки считали, что русалка не обязательно должна жить в воде, к их владениям также относились поля и леса. Но все же чаще всего русалок встречали якобы у водоемов.
Славяне представляли русалок обнаженными или полуголыми бледными девушками с распущенными волосами. У некоторых народностей русалки представали уродливыми старухами в лохмотьях. Но даже внешне привлекательных водных дев стоило опасаться. Считалось, что водяница легко может подманить к себе наивного деревенского паренька, чтобы защекотать и утопить его. Русалки запутывали рыбацкие сети, а ночью могли прийти на двор, чтобы что-нибудь украсть или просто напакостить.
В то же время, несмотря на свое коварство, русалки считались жизнерадостными, веселыми и озорными существами, а заодно и покровительницами плодородия. Крестьяне верили, что в тех местах, где русалки водили хоровод, ожидался особо богатый урожай. Чаще всего русалок можно было встретить в мае и июне, поэтому в это время опасно купаться, особенно в одиночестве. В ночь на Ивана Купалу водяницы устраивали гуляния, а после этого успокаивались до следующего года.