Выбирая самое лучшее из созданного в роке за последнее десятилетие, Classic Rock знали, что есть только один справедливый судья, и это читатели журнала. Из предложенного редакцией списка длиной в несколько сотен альбомов они выбрали лучшие и добавили множество собственных. Некоторые группы в минувшем десятилетии изменились до неузнаваемости, сменив жанр, но все равно остались популярными и уважаемыми у поклонников.
То было чудно, но красиво: в 2014 году звучание шведского Вельзевула и его соратников по металу для умных, окончательно сдвинулось в сторону прог-рока.
Продолжая придерживаться концепции и канонов дэт-метала, Opeth все более очевидно сворачивали на тропу прогрессива. Эффектные произведения вроде My Arms, Your Hearse и Blackwater Park открывали новые возможности для прожаренного в адском пламени дэт-вокала, добавив в него изысканную атмосферу и намеки на новаторство.
Альбом Heritage 2011 года далеко отошел от мира метала (и вызвал противоречивые отзывы критиков), но последовавший за ним Pale Communion летел прямиком в страну прога. Дэт-вокал исчез, как ни бывало. Его место занял величественный, современный, созвучный с King Crimson прог-рок. Стоящая затея? О, да!
Неудивительно, что за сведение альбома взялся Стивен Уилсон (он также микшировал Heritage). Уилсон сотрудничал с Акерфельдтом в Opeth, Porcupine Tree, у них также был совместный сайд-проект — дуэт Storm Corrosion. Взаимное влияние, которое они в течение многих лет оказывали друг на друга, на Pale Communion особенно заметно.
Появившаяся в музыке группы утонченность и отсутствие дэт-вокала не лишили Opeth вкусной начинки. Например, оркестровки струнных инструментов, которые величественно и плавно соединяли вместе разные части композиции. Зловещие минорные прогрессии ню-прога и могучие гитарные отбивки добавляли цветистости и весомости трекам вроде Moon Above, Sun Lower. Такой подход создал задумчивое, роскошное окружение для тщательно продуманных мелодий, сочинению которых Акерфельдт и его коллеги явно уделили много внимания.
Вероятно, самой очаровательной особенностью Pale Communion были смены настроения. Уилсон как-то заметил, что прог-рок прекрасен тем, что не попадает в категории просто «веселых песен» или просто «грустных песен». Каждая композиция на альбоме имеет собственную душу, а изгибы и повороты, небольшие отклонения и резкие смены курса, через которые они нас вели, делали их просто неотразимыми. River, например, начиналась как красивая акустическая пьеса, потом набирала ход за счет нарастающих гитарных мелодий классического рока, а потом превращалась в задумчивый прог-метал.
Можно смело утверждать, что в 2014 году взошла прог-звезда Opeth, а альбомы Sorceress 2016 года и In Cauda Venenum 2019 года вознесли ее еще выше. Можно оплакивать их расставание с дэт-металом, но нельзя не насладиться результатом, которого удалось добиться одновременно умной и привлекательной группы, вышедшей на новые позиции.
Оценка: ♪♪♪♪♪♪♪♪◊◊
Текст: Полли Гласс. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock #201 (сентябрь 2014)
50 ЛУЧШИХ АЛЬБОМОВ 2010-Х ПО ВЕРСИИ ЧИТАТЕЛЕЙ CLASSIC ROCK
(30) Slash — World On Fire (2014)
(29) Alice In Chains — Rainier Fog (2018)
(28) Clutch — Psychic Warfare (2015)
(27) Garbage — Strange Little Birds (2016)
(26) Opeth — Pale Communion (2014)
(25) The Black Keys — Brothers (2010)
(24) Soundgarden — King Animal (2012)
(23) Metallica — Hardwired... To Self-Destruct (2016)
(22) Marillion — F.E.A.R. (2016)