Найти тему

Василий Николаевич Масютин (1884-1955) Гравюра, рисунок, живопись

Оглавление

Василий Николаевич Масютин (1884-1955) Гравюра, рисунок, живопись

Название:

Василий Николаевич Масютин (1884-1955) Гравюра, рисунок, живопись

Автор:

Ильдар Галеев Г. Климов Д. Фомин

Место издания

М.

Издательство

Галеев-Галерея

Год издания

2012

Кол-во страниц:

280; Ил. 350

ISBN

978-5-88149-558-9

Колонка редактора

Василий Масютин (1884–1955) и романы писал, и книги иллюстрировал, и теоретические работы печатал, а главное — график был каких мало.

Альбом «Василий Масютин. Графика. Живопись. Рисунок» (он приурочен к выставке в галерее Галеева) впервые так полно представил художественное и графическое наследие Масютина.

Как и многие интеллектуалы начала века, Дягилев, например, Масютин вышел из семьи военных. Сам он окончил кадетский корпус в Киеве, затем артиллерийское училище в Петербурге (фотографий в военной форме в альбоме много). Но в 23 года вышел в запас — чтобы поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К этому времени он уже печатался в «Золотом руне».

В 1907 году Масютин показал графический цикл «Грех» на знаменитой выставке «Венок» — его впервые за столетие вновь выставили у Галеева, воспроизведен он и в альбоме.

Графика оказалась главным призванием. О себе он говорил: «Я принадлежу к числу неутомимых экспериментаторов, лакомок необычным, сладострастников техники… Никогда не морализировал. Изображая чудовищ, насиловал природу, ее логику; создавая своих уродцев я играл видимостью как хаосом».

Аполитичность была основой мировоззрения, но не руководством к действию. После революции Масютин рисовал героев новой действительности, демонстрантов и солдат. Он выставлялся в Москве и Козьмодемьянске, но романа с властью не получилось: стилистические разногласия оказались непреодолимы.

Обосновавшись в Германии, он оказался завален заказами от эмигрантских издателей. В 1922 году, например, выпускает в берлинском «Геликоне» том «Россия в письменах», иллюстрирует классику, от Пушкина до Достоевского, и современную прозу, от Алексея Толстого и Блока до Ремизова и Пильняка. А вышедший на немецком с его ксилографиями «Анчар» Пушкина стал редким вкладом русского искусства в историю экспрессионизма. Эти листы смотрелись по-особому в галерее, неожиданно они выглядят и в альбоме. Они напоминают не только о чувствительности Масютина к веяниям эпохи, но и о его умении схватывать суть новых течений.

В 1930-е, когда издательства поразил кризис, Масютин стал больше работать с театром. Он оформлял спектакли для Михаила Чехова, тот вспоминал о декорациях с восторгом.
Войну Масютин провел в Германии, его русские корни властям не мешали. Он был арестован уже советскими войсками, больше года провел в лагере (в книге публикуются два письма оттуда к родным) и был выпущен, как говорят юристы, за отсутствием состава преступления — в отличие от Явленского, жившего в Висбадене, Масютин даже не получил «запрета на профессию».

В вину ему вменялось сотрудничество с украинскими националистами (сказались киевские корни отца и восемь лет, проведенные самим Масютиным в украинской столице). Масютин и впрямь много выставлялся во Львове, создал скульптурные портреты гетманов, от Мазепы до Сагайдачного, но украинским националистом был не больше, чем латышским или русским. Единственным, что его интересовало, оставалось искусство. (...)

-2
-3

 Иллюстрации: Василий Масютин. "А. Пушкин. Анчар. Шесть ксилографий". Папка, титул, текст. Берлин: издательство Нева, 1922.

Автор Алексей Мокроусов

Далее https://morebook.ru/books-all/item/1343026583516