Найти в Дзене

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

В основе инновационной деятельности предприятия лежит инновационная политика. Инновационная политика, в свою очередь, вытекает из стратегии развития предприятия. Под инновационной политикой понимают общие принципы и набор технологических, управленческих и экономических мероприятий, которые обеспечивают жизненный цикл инновации, необходимый для повышения конкурентоспособности или достижения стратегических целей предприятия [1].

На развитие инновационной деятельности влияют следующие факторы [6]:

  1. Научно-технический прогресс;
  2. Приоритетные научные исследования могут финансироваться из бюджета;
  3. Создание специализированных организаций, которые будут обеспечивать постоянный приток инноваций – продуктов интеллектуального творчества;
  4. Инновационная деятельность может быть поддержана за счёт государства;
  5. Предпринимательская среда, которая формирует потребность в инновациях и способна принять их в условиях конкуренции.

На рисунке 1 представлены составляющие инновационной деятельности на предприятии.

Рисунок 1 – Составляющие инновационной деятельности на предприятии [2; 3]
Рисунок 1 – Составляющие инновационной деятельности на предприятии [2; 3]

Все инновации начинаются с зарождения идеи и проходят несколько стадий существования, что в совокупности определяет его жизненный цикл [4; 7]. На рисунке 2 представлены этапы жизненного цикла инноваций.

Рисунок 2 – Жизненный цикл инноваций
Рисунок 2 – Жизненный цикл инноваций

Как видно из рисунка 2, жизненный цикл инноваций делят на три фазы:

1. Проектная – это фаза, которая включает прикладные научные исследования, поисковые, фундаментальные, а также опытно-конструкторские работы;

2. Освоение производства – это фаза, которая является периодом выпуска экспериментальных партий товара, улучшения технологии, разработки стандартов производственного процесса. Неотъемлемой частью освоения производства являются большие издержки производства. Маркетинговая деятельность очень важна и необходима для вывода на рынок принципиально новых товаров;

3. Эксплуатационная – это фаза, которая является периодом рыночной жизни инновации.

В свою очередь, эксплуатационный период принято делить на четыре стадии, представленные на рисунке 3.

Рисунок 3 – Стадии эксплуатационного периода [5]
Рисунок 3 – Стадии эксплуатационного периода [5]

Большое значение при развитии инновационной деятельности на предприятии имеет инновационный потенциал. Оценку инновационного потенциала предприятие проводит на основе следующих показателей, представленных в таблице.

Таблица – Показатели, характеризующие инновационный потенциал [8]
Таблица – Показатели, характеризующие инновационный потенциал [8]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационная деятельность занимает важное место в жизни производства и имеет прямое отношение к происходящим изменениям в промышленности, экономике, в поведении производителей, покупателей и работников. Инновация - это разработка и производство новых или улучшенных продуктов, процессов и технологий, необходимых для увеличения эффективности развития и производства. Поэтому инновационная деятельность должна всегда ориентироваться на рынок и его потребности.

Список литературы

1. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.М. Хотяшева. - Спб.: Питер, 2012.;

2. Иванова Е. А. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / Е. А. Иванова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiy.;

3. Семенихин В. Инновационная деятельность, проблемы и пути их преодоления / Г. В. Семенихин // Теоретические и практические аспекты экономики и интеллектуальной собственности: сборник научных трудов. — Вып. 1 (10). — Т. 1. — Мариуполь: ДВНЗ «ПГТУ», 2014. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://journals.uran.ua/index.php/2225–6407/article/viewFile/35603/31775;

4. Капинус Ю. И. Роль инноваций в социально-экономическом развитии / Ю. И. Капинус // Экономика. Управление. Инновации. — 2015. — No 1. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/UJRN/eui_2015_1_17.;

5. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. Мультимедийное учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012.;

6. Тодосийчук А. Наука, образование и инновации – основные факторы экономического роста и социального прогресса // Проблемы теории и практики управления: международный журнал: официальное издание Международного НИИ проблем управления. – М.: Международная Медиа Группа, 2010. – № 2.;

7. Романовская Е.В., Егорова А.О., Плесовских Г.А. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4-2.; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11483 (дата обращения: 18.09.2019).;

8. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: Теория и практика. 2-е изд. испр. И доп. - СПб.: Питер, 2012г.