В основе инновационной деятельности предприятия лежит инновационная политика. Инновационная политика, в свою очередь, вытекает из стратегии развития предприятия. Под инновационной политикой понимают общие принципы и набор технологических, управленческих и экономических мероприятий, которые обеспечивают жизненный цикл инновации, необходимый для повышения конкурентоспособности или достижения стратегических целей предприятия [1].
На развитие инновационной деятельности влияют следующие факторы [6]:
- Научно-технический прогресс;
- Приоритетные научные исследования могут финансироваться из бюджета;
- Создание специализированных организаций, которые будут обеспечивать постоянный приток инноваций – продуктов интеллектуального творчества;
- Инновационная деятельность может быть поддержана за счёт государства;
- Предпринимательская среда, которая формирует потребность в инновациях и способна принять их в условиях конкуренции.
На рисунке 1 представлены составляющие инновационной деятельности на предприятии.
Все инновации начинаются с зарождения идеи и проходят несколько стадий существования, что в совокупности определяет его жизненный цикл [4; 7]. На рисунке 2 представлены этапы жизненного цикла инноваций.
Как видно из рисунка 2, жизненный цикл инноваций делят на три фазы:
1. Проектная – это фаза, которая включает прикладные научные исследования, поисковые, фундаментальные, а также опытно-конструкторские работы;
2. Освоение производства – это фаза, которая является периодом выпуска экспериментальных партий товара, улучшения технологии, разработки стандартов производственного процесса. Неотъемлемой частью освоения производства являются большие издержки производства. Маркетинговая деятельность очень важна и необходима для вывода на рынок принципиально новых товаров;
3. Эксплуатационная – это фаза, которая является периодом рыночной жизни инновации.
В свою очередь, эксплуатационный период принято делить на четыре стадии, представленные на рисунке 3.
Большое значение при развитии инновационной деятельности на предприятии имеет инновационный потенциал. Оценку инновационного потенциала предприятие проводит на основе следующих показателей, представленных в таблице.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационная деятельность занимает важное место в жизни производства и имеет прямое отношение к происходящим изменениям в промышленности, экономике, в поведении производителей, покупателей и работников. Инновация - это разработка и производство новых или улучшенных продуктов, процессов и технологий, необходимых для увеличения эффективности развития и производства. Поэтому инновационная деятельность должна всегда ориентироваться на рынок и его потребности.
Список литературы
1. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.М. Хотяшева. - Спб.: Питер, 2012.;
2. Иванова Е. А. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / Е. А. Иванова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-predpriyatiy.;
3. Семенихин В. Инновационная деятельность, проблемы и пути их преодоления / Г. В. Семенихин // Теоретические и практические аспекты экономики и интеллектуальной собственности: сборник научных трудов. — Вып. 1 (10). — Т. 1. — Мариуполь: ДВНЗ «ПГТУ», 2014. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://journals.uran.ua/index.php/2225–6407/article/viewFile/35603/31775;
4. Капинус Ю. И. Роль инноваций в социально-экономическом развитии / Ю. И. Капинус // Экономика. Управление. Инновации. — 2015. — No 1. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/UJRN/eui_2015_1_17.;
5. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. Мультимедийное учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012.;
6. Тодосийчук А. Наука, образование и инновации – основные факторы экономического роста и социального прогресса // Проблемы теории и практики управления: международный журнал: официальное издание Международного НИИ проблем управления. – М.: Международная Медиа Группа, 2010. – № 2.;
7. Романовская Е.В., Егорова А.О., Плесовских Г.А. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4-2.; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11483 (дата обращения: 18.09.2019).;
8. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: Теория и практика. 2-е изд. испр. И доп. - СПб.: Питер, 2012г.