«Шрам» – произведение захватывающее, живое и чарующее. Местная вселенная приковала моё внимание, я бросился изучать созданный автором диковинный и странный мир. Но я остался разочарован. Сейчас разберёмся.
Завязка в двух словах
История начинается на торговом судне «Терпсихория», следующим в тропические края, в одну из колоний. Немногочисленные пассажиры желают начать новую жизнь на отшибе цивилизации, в трюмах копошится своеобразный груз «Терпсихории» – целая армия рабов. Судно подозрительным образом петляет, меняет курс, что в итоге приводит к столкновению с пиратами. Причём сразу становится ясно, что манёвры «Терпсихории» и появление пиратов не случайны.
Команду, пассажиров и рабов доставляют в фантастическое место – плавучий мегаполис Армаду. Пиратское поселение, собранное из сотни различных кораблей. Здесь пароходы высятся этакими небоскрёбами, меж ними ютятся малоэтажные катера и яхты, новенькие суда соседствуют с деревянными галерами, а «Терпсихория» прирастает к Армаде новым кварталом.
Пленники становятся невольными гражданами Армады, им дают кров и работу, но отнимают даже призрачный шанс покинуть плавучий город. Экипаж «Терпсихории» вынужден смириться с новой жизнью, а перевозимые на судне рабы получают свободу.
Вскоре становится ясно, что местные пираты представляют собой гораздо большее, нежели сборище головорезов. В недрах Армады вершится что-то таинственное: в рядах пиратов трудятся учёные и философы, правительство Армады нанимает китобоев, штудируют библиотеку, собранную из ворованных книг, сварщики-водолазы сооружают под килями города гигантскую конструкцию, предназначение которой сами не знают. А в это время украденная буровая платформа выкачивает из морского дна нефть, ртуть и вещества, предназначения которых не ведомы.
Надо отдать должное, за всей этой мистикой скрывается действительно грандиозный план, складный и комплексный, стоящий усилий всех тех учёных, инженеров и заклинателей, вовлечённых в него. Стоящий всей той интриги и ублажающий наше предвкушение. Но об этом чуть позже.
О вселенной Бас-Лаг
Мир, придуманный Чайна Мьевилом, – это лучшее, что есть в книге, это тот аспект, ради которого однозначно стоит приобщиться к творчеству британского фантаста. В основе своей это стимпанк: паровые механизмы (от обычных паровозов до паровых лифтов, танков и роботов), компьютеры на основе шестерёнок, пружин и перфокарт, дирижабли, монокли, трости и эстетика Викторианской Англии. Но, кроме того, в местной вселенной присутствует магия, спиритизм и некромантия. А набор рас впечатлит даже самого избалованного фаната фэнтези.
К примеру, здесь есть люди-кактусы. Двухметровые амбалы, больше похожие на пни, зелёные, покрытые колючками. Этакие «Я есть Грут», только кактусы. Рядом с ними обитают создания с телами людей, но головой, похожей на гигантского скарабея. Эти жуколюди не способны разговаривать и общаются между собой с помощью пахучих выделений. На морском дне проживают креи – существа, анатомически схожие с кентаврами, только к человеческому торсу у них крепится огромная туша омара. Люди-комары, у которых самцы и самки различаются и строением, и интеллектом, и всем, чем, только можно, водяные, способные лепить из воды твёрдые скульптуры, и ещё с десяток рас, чей облик автор отдаёт на волю вашей фантазии.
Все эти расы как-то сосуществуют друг с другом, и Чайна Мьевил не ленится прописывать выдуманное им смешение народов. Он дотошно систематизирует быт разных созданий, то, как глубоководные расы принимают сухопутных гостей, то, в каких профессиях находят себя водяные, то, насколько замороченный кодекс чести у местных людей-птиц, то, чем занимаются разные государства, чем торгуют и как ведут друг с другом войну.
В дальних краях обитают неведомые чудища, в пустынях и джунглях можно встретить существ, на фоне которых Чужой покажется котёнком. Моря кишат доисторическими тварями и Лавкрафтовскими страховидлами.
Внимание к деталям не обходит и место действия книги – плавучий город Армаду. Автор с любовью описывает соседствующие друг с другом корабли, то, как мостками соединены разные по высоте палубы, то, как внутренности судов выпотрошены и переделаны в квартиры, склады и рестораны. Каждое описание Армады полнится скрежетом трущихся бортов, скрипом досок, гвалтом обезьян и птиц. Здешние палубы превращены в улицы и площади, каюты, трюмы и даже трубы – в дома, больницы и библиотеки, а нехватку помещений пираты компенсируют кирпичными строениями. Нельзя не восхититься аэростатным такси, судовыми фабриками, и верфями, где корабли швартуются друг к другу. Автор продумал, как город живёт, как его таскают по морю сотни буксиров, какие товары здесь в дефиците, как осуществляют правление многочисленные пиратские главари.
Не могу не отметить, что иногда Чайна Мьевил перегибает палку. Помимо всего перечисленного у него имеются ведьмы, вампиры и зомби, есть демоны со своим посольством и элегантными послами. Есть параллельные миры, есть особая магия, способная видоизменять людей настолько, что у тех появляются вторые головы, лишние суставы, либо вовсе механические части тела. Такую практику применяют к преступникам, а подвергшихся ей называют переделанными. Помимо этого вы отыщете в этом мире не меньше трёх цивилизаций, само существование которых считается мифом. Добавьте сюда элементалей, шестерёночных репликантов, динозавров. Я, было, подумал, что до фул-хауса не хватает только инопланетян, но всё в порядке, к середине книги появились и они.
Несмотря на перебор с темами и некоторые детали, явно добавленные чисто для шок-фактора, местная вселенная – одна из самых колоритных, что я видывал. Если вам опостылели эльфы с орками, Чайна Мьевил предоставит вам целый цикл романов, полных свежих впечатлений.
Но «Шрам»– произведение не без греха. И самый страшный из них – сюжет. Я приглашаю вас на территорию, полную спойлеров.
Сюжет подробно
Автор не мучает нас интригой слишком долго: плавно подкидывая улики, он уже ко второй трети книги раскрывает тайну Армады. Пиратские учёные стремятся призвать из иного измерения аванка – морское существо столь огромное, что даже не поддаётся описанию. Замысел правителей Армады в том, чтобы заарканить исполинскую тварь, подчинить бестию и использовать в качестве тяглового животного. Плавучий город передвигается по океану медленно, буксиры сжигают тонны топлива, чтобы волочить Армаду со скоростью один-два узла. Аванк же позволит пиратскому городу набрать достаточный ход, чтобы быстро добираться до нужного места, совершать дерзкие грабежи и оперативно скрываться.
Но как выясняется позже, не только эти практичные цели преследуют пираты. Они стремятся попасть на край света, к разлому мироздания, именуемому тем самым Шрамом, где… подчинят себе некую энергию, способную влиять на вероятность. Если сильно утрировать, там Армада прокачает себе удачу до 99 lvl. А добраться до Шрама чисто физически невозможно без тягловой силы аванка.
Поимки аванка венчаются успехом, и уже на середине произведения гигантская тварь оказывается на цепи. Пираты стегают вожжами, и Армада направляется к Шраму. Город всё ещё ковыляет медленнее любого корабля, и эта скорость чувствуется в тексте. Вторая половина ощущается очень тягомотной. Вы хотите поскорее добраться до края света, но автор три главы в деталях описывает ремонт уздечки для аванка. Вам интересно, во что выльется раскол среди пиратских элит, но автор уделяет время старым легендам и сказкам. Вы в предвкушении увидеть Шрам, узреть явление, не поддающееся описанию, но автор вдруг переключается на подробности пиратской демократии.
На мой взгляд, проблема здесь в главной героине. Зовут её Беллис Хладовин, она филолог, переводчица и вот уж ни разу не Лара Крофт: экшн и приключения ей чужды. Попадая в Армаду, она, как и положено простой женщине, изучает плавучий город, знакомится с местными обитателями, получает работу, живёт обычной жизнью и лелеет мечту вернуться домой. И в начале произведения с этим нет никаких проблем: местная вселенная и диковинная Армада настолько хороши, что сюжет удерживает нас одними описаниями. Персонаж-наблюдатель здесь к месту.
К середине произведения Беллис находит себе подходящую роль в сюжете. Будучи переводчицей, она отправляется в составе экспедиции на остров людей-комаров, чтобы получить информацию у того, кто уже имел дело с аванком. Таким вот образом тихий домашний персонаж оказывается в круговороте приключений.
Но затем аванка арканят, и главной героине попросту нечем больше заняться. Автор всеми силами старается держать её поближе к ключевым событиям, но Беллис становится абсолютно бесполезной для центрального сюжета. Её пытаются переопределить на роль борца за народные права, но как-то неубедительно. Единственное, что ей остаётся – это быть собеседницей Утера Доула. Кстати о нём.
Утер Доул – это один из самых страшных пиратов Армады. Непревзойдённый боец, суровый и уверенный в себе солдат, человек, чьей хватке позавидует любой президент или генерал. Начальник армадской стражи и негласный лидер всего города. Таинственная личность, сперва кажущаяся главным врагом, но затем становящаяся чуть ли не протагонистом. Все значимые события второй половины книги происходят при его, а не Беллис, участии.
Утер Доул – инициатор всей затеи. Именно он изучал энергию вероятности, он и принёс свои наработки в Армаду, именно благодаря ему пираты решают добраться до Шрама. Утер необъяснимым образом тянется к Беллис, рассказывает ей о подоплёке происходящего, и понемногу отбирает у женщины право зваться главным героем.
Но в этом качестве Доул скучен. Он настолько безупречен, что не вызывает симпатии. Автор преподносит персонажа так, словно он единолично разрешает конфликт с людьми-кактусами, затем единолично отражает абордаж целой армии, следом единолично усмиряет восстание вампиров. Он перетягивает одеяло на себя, и всё даётся ему так легко, что возникает единственное желание – болеть против него, не важно, за кого, но лишь бы нашёлся человек, который поставит этого зазнайку на место.
И лишь в самом финале такой находится: Флорин Сак – бывший преступник, переделанный в амфибию, сумевший одолеть Доула ну хотя бы в красноречии. Флорин Сак по итогу стал моим любимым персонажем. Это такой простой мужик, стремящийся поступать по совести. Его преступление так и остаётся загадкой, так что вам легко удастся представить, что он преступил закон по крайней нужде, а то и вовсе осужден ошибочно. Флорин – славный малый, заботящийся о бывшем юнге с «Терпсихории», вливающийся в быт Армады, становящийся её почётным гражданином. Он участвует в поимке аванка в качестве механика, он умеет держать в руках ружьё, ему небезразлична судьба простых армадцев. Мне показалось странным, что не он главный герой истории, хотя, для этой роли слишком уж много в нём мужицкой простоты.
Во второй половине хватает замечательных сцен, но они тонут в пучине бесконечного путешествия по океану, где на тридцать страниц нет ничего, кроме аванка, уныло тащащего за собой Армаду. Автор же никак не откажется от многословных красочных описаний там, где уже хотелось бы покороче, побыстрее, да к сути дела.
Но самое страшное в финале. Разочарование таится в развязке. Напомню обстоятельства: легендарный левиафан, запряжённый в город из сотни кораблей, направляется к краю света, где раса местных пришельцев оставила разлом в самой реальности. Город пережил атаку мощной флотилии, гражданскую войну, нападение ктулхуистических выродков, десять лет шёл к своей цели, чтобы… перед самым финишем испугаться и повернуть назад.
Я не шучу, история заканчивается ничем. Армада просто разворачивается и встаёт на обратный курс. Мы так и не узнаем о Шраме, не узнаем, какие последствия будут от столкновения с его неведомой природой. Представьте себе Фродо, который подошёл к Роковой Горе и сказал: «Ого, да там лава! Можно и обжечься – вернусь-ка я лучше в Шир». Вот именно такой финал у «Шрама». Ни экшена, ни фатальной развязки, ни морального урока. А потом ещё Беллис отправляют домой. Никогда людей из Армады не выпускали, но для неё сделали исключение, хотя она ничем это не заслужила. Ей просто швырнули хэппи-энд, скомканный и не радующий.
Вот так и вышло, что в чудесном мрачном мире развернулась сбивающая с толку история. История без концовки. Зато у пиратов восторжествовала демократия. Порадуемся за них.