Начало учебного года для организма и нашей психики является стрессовой ситуацией. Об этом рассказал психоаналитик, доцент института образования БФУ им. И. Канта Максим Кожемякин.
“Когда мы выходим на работу или учебу после длительного отпуска, действительно могут возникать некоторые сложности. Во-первых, снижены наши интеллектуальные способности, если только во время отпуска мы не были заняты активной мыслительной работой. Во-вторых, нам требуется снова войти в рабочий режим сна и бодрствования. В-третьих, часто мы сталкиваемся с новыми учебными или рабочими условиями, как, например, сейчас мы вынуждены адаптироваться к ситуации, связанной с COVID-19”.
По его словам, сложно дать общие рекомендации о том, как этот период сгладить. В отечественной психологии есть ёмкий термин — индивидуальный стиль деятельности.
“Говоря просто, это набор особенностей поведения, которые вырабатывает субъект для того, чтобы эффективно её выполнять. Получается, что для того, чтобы справиться со стрессом начала учебного года, необходимо следовать максиме, написанной на стене храма Аполлона: «Познай самого себя». Это в целом, полезное занятие, - сказал Максим Кожемякин. - Но, если его «приземлять» к конкретным задачам, то это поиск тех самых способов совладания со стрессом, а у каждого он уникален: кто-то занят спортом, кто-то читает книгу в парке, кому-то нужно ворваться в новый учебный год, шумно отметив это событие в компании друзей, кому-то сразу погрузиться в работу и т. д. Для начала неплохо бы узнать собственный тип нервной системы, индивидуально-типологические особенности, имеющие физиологическую основу. Это позволяют сделать доступные всем тесты. А дальше — уже анализировать свои слабые и сильные стороны. Но, когда мы говорим о стрессе и выходе из него, в основе должно лежать знание собственной психофизиологии”.
Психоаналитик считает, что за каникулы уровень интеллекта снижается на несколько пунктов, поэтому необходимо быть к себе в какой-то мере снисходительным.
“Для первокурсников этот период может оказаться действительно непростым. Уж слишком многое меняется в довольно сжатые сроки. Университетские требования к учёбе абсолютно иные, чем школьные. График обучения предполагает гораздо большую самостоятельность в организации своего времени. Меняется круг общения сверстников — много незнакомых людей вокруг. Кто-то столкнётся с «романтикой» жизни в общежитии без родителей. И всё это буквально в первые несколько дней сентября! Если максимально обобщить, то стресс первокурсников связан с чем-то новым и неизвестным. Отсюда простой вывод — максимальное информирование о тех возможностях, которые есть в университете: учёба, спорт, секции, клубы, театры и т. д. При этом важно дать понять, что просто учиться и не заниматься больше ничем — тоже нормально”.
По материалам БФУ им. И. Канта