Найти тему
WaveForum | Музыка и звук

Запись вокала: это техническая или творческая работа?

Оглавление
Андрей Старков - звукорежиссер, музыкант, аранжировщик, выпускающий продюсер, основатель студии "На Таганке" (Дельфин, Машина Времени, Сергей Лазарев, Максим и др).
Андрей Старков - звукорежиссер, музыкант, аранжировщик, выпускающий продюсер, основатель студии "На Таганке" (Дельфин, Машина Времени, Сергей Лазарев, Максим и др).

Прежде всего это техническая, ребята, история.

Потому что нужно, чтобы тракт был очень качественным, а исполнителю было комфортно. А дальше не творчество, а, наверное, психология. Нет метров (я не встречал, хотя со многими работал), которые уверены в себе. Они как дети у микрофона. Потому что нужно раздеться эмоционально.

Почему психолог?

Потому что слова, которые мы, звукорежиссеры, произносим между собой, нельзя произносить во время звукозаписи. Очень точно нужно понимать: больше 5 сказанных слов могут выбить человека, как пощечина. Это очень тонкая штука.

Если у микрофона мэтр, то у него есть наработанные фишечки, манеры исполнения, за которые он тут же прячется. Поэтому отследив всю техническую часть, нужно понять самому, что он хочет рассказать.

Редкое исключение, когда у микрофона серьезный поэт или автор. Тут ничего не скажешь. Он шесть раз сделает это по-разному, и ты будешь в тупике, что выбрать. В остальном, конечно же, нужно зеркалить человека. Понимать, что он увлекся тем, что его в этот момент больше всего интересует. Следить за русским языком. Сложности там на каждом шагу. Иногда мелодия уводит в сторону от смысловых акцентов. "Мне хорошо с тобой" - этими словами можно выразить три разные мысли. За одну можно по роже схлопотать, а другой человека приподнять. Вот эти вещи нужно отслеживать.

Но все равно, ребят: прежде всего это техника. Артисту должно быть комфортно, он должен купаться в звуке. Но при этом в холодном, статичном, чтобы он мог контролировать себя, свою интонацию и не уходить никуда в сторону.

И минимум слов!

Если ты остановил запись и начинаешь рассуждать, то ты выбил и музыканта, и вокалиста из себя. Сто процентов. Однозначно.

"Ты можешь хорошо сыграть!", - этой фразы достаточно, чтобы музыкант ничего не сыграл до конца сессии. Особенно если рядом кто-то, кто имеет влияние на его дальнейшую работу.

Врать нужно безбожно!

"Отлично, круто, здорово! (Ни одной ноты я с этого не возьму - но это я про себя говорю). "А давай теперь бульончик. А давай теперь вот это". Технарь-психолог!

И еще важно умение молчать, если есть рядом продюсер. И подсказывать продюсеру, а не вокалисту, что нужно сделать. Выключаешь переговорку и говоришь: "Попроси его чуть подчеркнуть согласные".

И ты получишь результат, который нужен.

Андрей Старков - звукорежиссер, музыкант, аранжировщик, выпускающий продюсер, основатель студии "На Таганке" (Дельфин, Машина Времени, Сергей Лазарев, Максим и др).

7 Встреча WaveForum

Редактор: Елена Ракша

© WAVEFORUM 2020