Из воспоминаний Гершмана М.Л. Интервью на сайте "ЯПОМНЮ".
Прибыл с маршевой ротой в 88-ю гв. дивизию армии Чуйкова. Против нас немцы всегда выставляли дивизии СС. Только с ними все время бились. Дивизия сталинградской закалки, хотя к лету 44-го уже сталинградцев в дивизии не осталось. Все комбаты были из ветеранов.
Назначили на взвод и всех перебросили под Сарны. Из-за бандеровцев запрещалось покидать свои теплушки. Потом дошли до Ковеля. Немцы построили свою оборону по последнему слову фортификации. Оборона состояла из шести поясов. Вся нейтралка засеяна минами.
Одна деталь интересная запомнилась. На нейтралке был расположен ручей, мы тропу к ручью разминировали. Немцы и мы там набирали воду, соблюдали джентльменское соглашение. Смотрели друг на друга с ненавистью и воду набирали...
Нагнали массу артиллерии. Получили приказ все вещмешки оставить в окопах, взять по два боекомплекта, готовиться наступать за огневым валом. Никаких учений передвижения за огневым валом не производили.
Прибыли к нам корректировщики. На соседних участках появились штрафники. Утром прозвучал залп "Катюш". Вся собранная артиллерия ударила. Наши штурмовики стали немцев утюжить. Через полчаса пошли.
Все было перепахано снарядами. Немцы практически огня не вели, очень незначительный огонь. Мы ожидали пулеметного шквала. Рядом шел наш комбат. Наш комбат осетин, красавец мужчина. Видел жуткий и горький эпизод войны. Комбату разрывная пуля попала в плечо, сильно разворотила. Он на свою рану посмотрел, себе в рот выстрелил, не захотел дальше страдать... Не смог понять его поступок. Мы все были ошеломлены поступком комбата, но останавливаться нельзя.
Вышли на первую траншею, вся завалена трупами. Все живые оглушены и контужены, сопротивления не оказывали. Мы данному факту не успели обрадоваться, как снова ударила наша артиллерия. После этого удара от роты осталось всего 38 человек. Артиллеристы хорошо наш накрыли. Радисту голову снесло. Рацию всю раскурочило.
Ракетами себя обозначили, артиллеристы огонь перенесли. Жутко все это было видеть... Нас вперед постоянно начальство гонит. Несколько суток сна не видели... Один непрерывный бой! Все на ходу спали. Штрафников угробили полным составом, мы вышли к Бугу. Прошли за четыре дня 70 км. Перед форсированием Буга в роте осталось 9 человек.
Сапоги полностью вышли из строя, воевал в портянках. С убитых ничего не брал. Мост на переправе уничтожен, саперы сделали тросы между опорами, так переправлялись. Награду за те дни получил после войны.
Бригаду перебросили освобождать Майданек. Печи крематория были теплыми... Освободили 1200 узников, фрицы не успели уничтожить. Тысячи тел там валялось. Бараки вытянулись в длину. Склады с одеждой и волосами, другими вещами. Скелеты обтянутые кожей это заключенные. Посмотришь бабушка, а этой бабушке всего 22 года. На весь этот кошмар посмотрел, подумал о судьбе своей семьи. Двое суток все окрестности вокруг лагеря прочесывали, вешали охранников.
Дальше было освобождение Люблина. Ждали Войско Польское. Парад проводил Берлинг, гарцевал на белом коне, потом прошли бойцы в конфедератках. Суетились операторы кинохроники, все по полной программе. Словно мы тут туристы, а город они освобождали.
Все офицеры у поляков русские и евреи, все переведены из нашей армии. Только потом на территории Польши стали привлекать панов. Летом 44-го их трудно было отличить от советской дивизии, только форма другая. Все бойцы из украинцев и белорусов.
Перебросили нас к Висле, стали получать новое пополнение. Ротные все были в шоке. Будущие гвардейцы это западники и елдаши. Про западников расскажу честно, многим такое не понравиться. Воевать данное пополнение не желало, все кривые и дохлые. Все как на подбор убогие.
Один хохол с фамилией Максимов, отличался ростом под два метра. Его поставили на пулемет, он командиру высказывает: "У меня сердце хилое, снаряд рядом взорвется, могу сразу умереть". Мы все подобным откровением были поражены. Потихоньку заставили, привык наш богатырь немцев из пулемета скашивать, энтузиазм появился. Откуда этих инвалидов к нам набрали?
Насчет бойцов из Азии скажу следующее. Замучились мы их в атаку поднимать, если одного ранило, весь кишлак прибегал. Фрицы этим пользовались. Русским такое пополнение не владело. Все команды с большим трудом понимали. Если такой выживал и проходил несколько боев, дальше воевал неплохо. Все казахи становились хорошими солдатами.
Русских солдат Сталин истребил за первые годы войны, в конце войны стали брать что под руку попало. Перед Берлином пополняли 26/27 года рождения, прибывали бывшие пленные, некоторые не успевали пройти через проверку. Войну заканчивали мужики 1925-1926 года рождения, бывшие пленные. Старшие призывные возраста были выбиты.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
ТАКИХ СОЛДАТЫ САМИ УБИВАЛИ
МАСШТАБЫ ПРЕДАТЕЛЬСТВА БЫЛИ СТРАШНЫМИ
ВОТ ТАКИЕ БЫЛИ НАСТУПЛЕНИЯ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.