За своими манерами надо следить. Незыблемый постулат из прошлых столетий, за которым неуловимо тянется нафталиновый след. Но что плохого в нафталине?
Взять ту же моль и борьбу с ней – богат нынче ассортимент средств в магазинах, и лаванда, и всякая новомодная органика. Моли это тоже всё очень нравится, и шубы с кашемиром она ест с повышенным аппетитом. А старый добрый нафталин – работает как часы.
То же самое и с правилами делового общения. Отличная бизнес-модель и схема монетизации проекта могут привлечь внимание инвесторов или клиентов, но важно сохранить этот интерес и дальше. И не должно быть ни острых углов взаимоотношений, ни ложных шагов, ни провалов во внешнем виде.
А если неосторожный шаг попадет в социальные сети, его вирусный характер и вовсе может поставить крест на деловой карьере. Помните, интернет не забывает ничего.
Привычный нам образ бизнесмена теперь может быть очень разным…
Особенности делового этикета в эпоху интернета и соцсетей
1. Пишите пост с умом и оглядкой, или «Семь раз подумай, один раз твитни»
Конечно, проще вообще не заходить в интернет, раз это так потенциально опасно для бизнеса. Но прятаться от мира и от клиентов – обречь компанию на информационную тишину.
Надо балансировать между спонтанностью и здравым смыслом и не забывать о достоверности. Факты – проверять, юридические последствия разглашения информации – учитывать.
2. Улыбайтесь, вас показывают социальные сети
Неважно, какую платформу вы предпочитаете – Instagram, Twitter, Facebook, Яндекс Дзен или все сразу. Везде у вас должны быть классные фотографии, улыбчивые или задумчивые.
Мир немного перевернулся с ног на голову. Глянцевые журналы пестрят фотографиями модных бизнесменов в рваных джинсах и дредах, а солидные костюмы-тройки носят комики и поп-певцы.
Будьте собой, не стремитесь стать частью этого мейнстрима. И клиенты, и партнеры оценят по достоинству и ваш непринужденный облик на отдыхе, и солидный образ на важных переговорах – с кожаным портфелем.
Но не возбраняется и заменить портфель добротным рюкзаком, а вдруг вы сразу с совещания отправитесь покорять настоящую горную вершину. Ритм времени обязывает.
3. Будьте скромны
Прошли те времена, когда успех в бизнесе надо было подчеркивать непременным пафосным набором из крутой иномарки, одежных брендов и дорогих аксессуаров. Зачем тратить уйму денег на ярлыки и ценники с ужасающим количеством нолей? Хороший вкус этим не отличается.
Человечество в основной массе наигралось в эпоху потребления и переходит на другую стадию развития – то же потребление, но разумное. Растет и ширится движение «Поддержим местного производителя» и все больше людей к нему присоединяется. Ответственный владелец бизнеса не должен оставаться в стороне, а наоборот, рулить и возглавлять.
Тем более, сейчас наша легкая промышленность представлена вполне достойными и качественными отечественными брендами. Вполне прилично и патриотично прийти к партнерам в костюме Vassa и с рюкзаком LAKESTONE.
4. Подглядывайте – в хорошем смысле этого слова
Важно не только говорить со своими клиентами, партнерами и коллегами на одном языке, но и внешне не слишком выбиваться из этого ряда. Используйте социальные сети как инструмент для наблюдения и аналитики.
Допустим, у вас в офисе вполне свободные правила дресс-кода. А что, если у потенциальных партнеров несколько иное отношение к стилю?
Отправляясь на важные переговоры, изучите образы и личности второй стороны. Какая у них корпоративная культура, как проходят корпоративы. Нет ничего страшного, чтобы постараться выглядеть там «своими», даже если вы в обычной жизни этого не носите. Вполне возможно, оценив влияние строгого синего пиджака и классического портфеля из черной кожи на уверенный дух и позитивный настрой, вы дальше вполне добровольно решите носить такое. И однажды утром крепко удивите своих сотрудников.
5. Убирайте телефон
Про машины и костюмы поговорили, дошло дело и до телефона. Им тем более сейчас никого не удивишь, в эпоху кредитных айфонов и забвения марки Vertu.
Но тем не менее, для нас привычное и обыденное дело – пришли на встречу, сели за круглый или длинный стол, выложили перед собой свои смартфоны. Это полное нарушение делового этикета.
Какой сигнал мы даем таким поведением? Там – важно. Там – важнее, чем тут. Я здесь с вами поговорю, но руку на пульсе я держу там – в телефоне и с другими людьми. И их я ценю больше.
Это не так? Возможно, но показываем мы именно это.
Отбросим в сторону чрезвычайные ситуации, но в большинстве случаев вполне возможно отложить звонок или сообщение в WhatsApp до окончания мероприятия. Не говоря уже о «важных» обновлениях из тиндера и дуолинго.
6. Работайте над взаимопониманием
Это нелегкое дело, особенно когда интровертов становится больше, чем экстравертов. Возьмем стартап, когда еще вчера ты сутками сидел у компа в кресле, с чипсами и колой, а сегодня ведешь инвесторов на бизнес-ланч. Вместо привычной майки и джоггеров – галстук и ботинки, в руках портфель, который еще бы не забыть нигде.
Начните с малого. Уверенность, улыбка и крепкое рукопожатие. Хотя последнее сейчас лучше отменить, вот – в прямом эфире правила этикета меняются у нас на глазах.
Затем перейдите к «светской» беседу. Погода – вариант беспроигрышный, волнует всех, меняется постоянно. А вот политику и новости лучше не упоминать. Мнения собеседников могут оказаться полярными, и вместо подписания контракта можно получить прямо противоположный результат.
Приложите немного усилий. Хорошие манеры помогут людям разглядеть вас и оценить по достоинству – и подольше задержаться в вашем обществе.