В Москве есть дом, который этим летом вошел в список 11 самых необычных жилых зданий столицы. Строение, расположенное по адресу Вишняковский переулок, д.23, объединило в себе три эпохи; каждая из них оставила на нем свой след в виде этажей. Сейчас это здание насчитывает девять уровней, хотя изначально создателями было задумано лишь три.
История дома началась еще в XVIII веке, когда на месте одной из городских усадеб появился трехэтажный особняк и стал главным ее строением, сменив предшественника. Его фасад был обращен на Вишняковский переулок, а парадный двор ограничивался парой симметричных жилых флигелей, построенных по обе стороны здания.
Декор в виде портика украшал главный фасад. Обратная сторона дома была оборудована лоджией с ризалитами. Удивительно, что дом ничуть не пострадал во время наполеоновского пожара (1812), когда половина теперешней столицы обратилась в пепел. Дом пережил это потрясение благодаря тому, что был возведен из камня, а не из дерева, как большинство зданий того времени.
Московский купец по имени В. А. Лукутин был владельцем усадьбы с середины XVIII до начала следующего века. Его семья владела производством Федоскиной миниатюры, и именно благодаря меценатам Лукутиным она сохранилась в своем самобытном облике до сих пор. Фасад в классическом стиле придавал дому нарядность и уникальность. После Василия Андреевича дом принадлежал многим хозяевам, в том числе неким Третьяковым (однофамильцы владельцев картинной галереи) и при них он все еще сохранял свой первоначальный облик.
Первые изменения произошли в начале XX века (1910 г.). Проект надстройки разработал сам П.А.Ушаков. Он не тронул декоративные элементы, лишь добавил один этаж сверху (в стиле неоклассицизма), сохранив цельность и гармоничность облика. Мотивом перемен послужило желание превратить главное здание усадьбы в доходный дом и сдавать в нем квартиры москвичам среднего класса.
Следующая двухэтажная надстройка появилась уже в Социалистической России (1930-е). На тот момент страна испытывала острую нужду в жилплощади для пролетариата, и реконструкции подверглись многие дома. В то время были перестроены десятки зданий. Их внутреннее пространство нещадно делили дощатыми перегородками, создавая коммунальные «квартиры» нового типа, больше похожие на ульи.
Декор с фасадов, нарядные надстройки и прочие элементы, напоминавшие о прежней эпохе, беспощадно уничтожали. Бывший доходный дом стал типичным муравейником для граждан новой страны.
Финальные этажи выросли на старом основании уже ближе к концу XX века (1980-е). Этот штрих поставил точку в теперешнем облике здания, стерев его уникальность, и превратив строение в типичную «сталинку». Дом собрал в себе три этапа классического стиля, как бы фиксируя его трансформацию, последним из которых стал новый (сталинский) классицизм. Это произошло в перестроечную эпоху, когда «внезапно» потребовались новые площади для развивающегося бизнеса, а недвижимость в столице неимоверно подорожала.
Удивительно, что основание дома, заложенное два века назад, по сей день успешно выдерживает девять этажей. Специалисты отмечают уникальную прочность здания, способного нести тройную нагрузку (и это не современный газобетон или каркасная щитовая конструкция, а полновесные тяжелые материалы – камень и бетон).
Благодаря своей надежности «Дому трех эпох», как его называют москвичи, удалось сохранить хотя бы часть изначальной конструкции и внешнего облика. От других зданий остались лишь аутентичные фасады, нелепо окруженные коробками в стиле Хай-тек.
Читайте: О некогда самом дорогом долгострое Москвы