Как ни странно, французские кинематографисты не жалуют Иностранный Легион. Да, была "Большая игра" Фейдера, но она вышла в далеком 1934 году. Да, был "Сержант Х" Бордери, но этому фильму уже исполнилось 60 лет. Да, был "Легион высаживается в Кольвези" Кутара, но он посвящен одной операции. Да, в "Чести капитана" Шендерфера один из героев, майор Гийу, - офицер Иностранного Легиона. Но один и не главный. В то время как американцы за XX век ухитрились наклепать кучу фильмов по теме, правда художественная ценность их была весьма относительной, исключение из правил разве что "Марокко". Возможно, дело в том, что для французов Иностранный Легион - суровая реальность, тогда как для американцев он - чистая экзотика. Бог его знает, что происходит там, в пустыни. А зрителю что надо? Правильно: закрученный сюжет (Легион, пустыня, туареги - есть где разгуляться), восточные красотки (желательно не сильно одетые) и доблестный герой-американец. Но вот в 1998 выходит "Легионер" Макдональда и ломает все эти правила.
Экзотика? Да какая тут нафиг экзотика! Пот, кровь, мозоли, боль, смерть. Восточные красотки? Тоже нет, проститутки в фильме показаны достаточно аутентично, а прЫнцесс, слава богу, не наблюдается. Главный герой-американец? И снова мимо. Ален Лефевр - француз.
1920-е годы. Боксер Ален Лефевр вопреки договору с марсельским криминальным авторитетом Галгани не проиграл бой, но нокаутировал соперника. Галгани, попав на большие деньги, пытается свести с Аленом счеты, тем более, что Катрина, бывшая возлюбленная Лефевра и нынешняя любовница Галгани, собирается бежать с боксером в Америку. Но в перестрелке погибает как брат Алена, так и брат Галгани. И тут уж Ален понимает, что у него пропал последний шанс как-то разрулить ситуацию. Что делать? Он записывается в Иностранный Легион и попадает прямиком в Марокко, где в разгаре Рифская война.
В фильме хорошо прописаны характеры второстепенных персонажей. Трое друзей Алена (Гвидо, приведший в легионе за славой), Лютер (уехавший из Америки из-за того, что к нему относились как к скоту, и только во Франции ощутивший себя человеком) и Макинтош (бывший английский майор, в пух и прах проигравшийся в карты) прямо как живые. У них все в порядке с историей, с мотивацией, с логикой. Поэтому зритель переживает за них. Даже вещи трех друзей (фотография невесты Гвидо, губная гармоника Лютера и книга Макинтоша) становятся символами.
Здесь вообще много внимания уделено деталям, что создает особую теплую и достоверную атмосферу. Вот керосиновая лампа во французском форте в пустыне. Свечи или электрический светильник были бы анахронизмом, а это - как раз то, что надо.
Вот руки Макинтоша. Это руки мужчины, выдержавшего тяжелый бой.
Очень хороша работа художника по костюмам. Ему удалось не только отразить модные веяния середины 1920-х, но и четко показать статус персонажей.
Разницу чувствуете?
Режиссер не страдает любовью к спецэффектам, поэтому сцена осады рифскими отрядами крепости снята корректно и реально. В фильме вообще на первом плане люди, а не технические моменты.
В общем, на мой взгляд, это один из лучших фильмов про Иностранный легион. Хоть и снят он не французами, а американцами.
Картинки с сайтов:
https://www.kinopoisk.ru/
https://www.imdb.com/title/tt0126388/
https://my-hit.org/film/12280/