Франсуа Тэмер, Франция.
Дипломированный эксперт и историк французской игрушки, директор престижного международного аукциона в Париже - Франсуа Тэмер знакомит с основными этапами развития индустрии французских кукол.
Экономист по образованию, он однажды открыл лавку старинных игрушек на Монмартре. Реставрировал кукол, организовал кукольный фестиваль, начал издавать журнал «Полишинель», посвященный истории французской игрушки. В 1980 году Тэмер провел первый международный конгресс коллекционеров в Париже, а затем – в США, Японии, Австралии и других странах. Сегодня Франсуа Тэмер – профессор школы искусства и коммуникаций, где преподает социологию рынка предметов искусства.
Франсуа Тэмер любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «Кукольного Мастера» Ильмиры Степановой.
- Вы уже более тридцати лет занимаетесь историей французских кукол и многое знаете о тех, кто их создавал. Кто, на Ваш взгляд, является родоначальником кукольной индустрии?
- Кукольным производством, как, впрочем, и бизнесом вообще, в XIX веке занимались исключительно представители сильного пола. Самые дорогие, знаменитые кукольные марки – Bru, Steiner, Denamur, Thuillier, Jumeau - сугубо «мужские». Но они только развивали и усовершенствовали то, что в 1850-х годах создала и придумала настоящая кукольная королева Франции – мадмуазель Урэ (Huret). В 50-х годах XIX века она открыла собственную кукольную фабрику, которая выпускала всего сто кукол в год. До сих пор они считаются самыми лучшими образцами для подражания! Принципам, которые разработала мадмуазель Урэ, вскоре последовали все прочие кукольные фабриканты. Она декларировала три основных правила: эстетика, правильные пропорции тела и определенная высота игрушки (чтобы ребенку было удобно общаться с куклой, ее рост должен составлять примерно треть от его собственного). Мадемуазель Урэ впервые пригласила для создания кукол профессиональных скульпторов, которые сначала создавали голову в натуральную величину, а затем уменьшали ее до нужного размера. До нее никто не использовал для изготовления головок «бисквитный» необожженный фарфор, позволявший делать кукол с тонкими, одухотворенными лицами. Кроме того, мадемуазель Урэ хотела, чтобы дети могли играть с куклой, сгибая и разгибая её руки, поворачивая голову и ладони, и потому стала делать для них подвижные гуттаперчевые тела. Однако этот материал оказался недолговечным – с течением времени он затвердевал, начинал крошиться и рассыпался в прах. Тогда в 1861 году, взяв за основу манекены для художников, она запустила в производство кукол с шарнирами на месте суставов и с вращающейся головой. До мадмуазель Урэ куклы копировали взрослых дам, а она впервые изготовила куклу-девочку. Так что Эмиль Жюмо со своими знаменитыми Bebe Jumeau и куклой-ребенком в 1870-х годах только развил ее идею.
- В те годы куклы выпускались с одеждой?
- О, это отдельная история! Раньше кукол раз и навсегда одевали в платье, зашивая его так, что одежду нельзя было снять. А куклы Урэ имели сразу несколько туалетов, которые можно было менять: это должно было подтолкнуть девочек к самостоятельному шитью новых нарядов.
Но многие покупатели хотели иметь уже готовый кукольный гардероб. Тогда мадемуазель обратилась к профессиональным кутюрье. Ее выбор пал на мадмуазель Берё, которая придумывала и создавала специальную одежду для кукол, непохожую на наряды взрослых женщин. Эта одежда пользовалась таким невероятным успехом, что в 1863 году в Париже открылось около трехсот дорогих магазинов, продававших только одежду и аксессуары для кукол. Одни лавки специализировались на обуви, другие торговали роскошными зонтиками или шляпками…
Это была настоящая революция в кукольном мире, которая повлекла за собой серьезные изменения и в человеческой моде. Берё и Урэ создали столько разнообразных моделей кукольной одежды, что родители начали обращаться к ним с просьбой сшить такие же платья для детей. Так во Франции появилась детская мода!
- Как сложилась судьба самой мадемуазель Урэ? Где сегодня можно увидеть ее кукол?
- Получив патент на свои куклы в 1850 году, она еще лет 15-20 работала над ними, улучшала и развивала производство. Умерла она в возрасте 90 лет в 1904 году, так и не обзаведясь семьей. Сегодня ее куклы хранятся лишь в некоторых музеях и в частных коллекциях. Их осталось очень мало, и стоимость каждого экземпляра колеблется от пятнадцати до ста тысяч долларов.
История дома HURET продолжалась почти 80 лет. Среди последующих владельцев этой марки было немало женщин. Самой последней в 1921 году стала, между прочим, полька с русским паспортом, эмигрировавшая во Францию в годы Первой мировой войны, по фамилии Лазарская. Она участвовала в знаменитой международной выставке современных декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже (Art Decoratifs et Industriels Modernes); ее стенд назывался «Маленький домик мадам Лазарской».
- Французские куклы, о которых мы с вами говорим, доминировали на мировом рынке вплоть до начала ХХ века. Что произошло потом?
- Далее кукольный рынок стали все более активно захватывать немецкие производители. Появились так называемые «характерные» куклы с определенным выражением лица, которые сегодня очень высоко ценятся коллекционерами. Но в 1914 году импорт из Германии прекратился. Пришлось воссоздавать французскую куклу в новом образе.
Французские и русские аристократки обратились к художникам и скульпторам с просьбой помочь создать образ новой куклы. Однажды на выставке Альберта Марка, который был женат на русской княжне, они увидели бюст девочки. Дамы попросили его сделать по этой отливке куклу. Специально собирали на это средства, проводили благотворительные акции, и, в конце концов, было выпущено всего около ста экземпляров: все ростом 55 см, с голубыми или карими глазами, с закрытым ртом, одетые в исторические костюмы и подписанные автором. Эти куклы производились по одной-единственной отливке всего полтора года: выпуск прекратился, так как новая кукла не пользовалась спросом. Сейчас это одни из самых дорогих и ценимых коллекционерами экземпляров: на последнем аукционе такая кукла в оригинальной одежде была продана за 200 тысяч долларов.
Кукольная индустрия претерпела в те времена кардинальные изменения. После Первой мировой рождаемость резко снизилась, фабрики игрушек разорялись одна за другой. Куклы стали в первую очередь украшением интерьера – их называли салонными или будуарными. Эти своеобразные диванные украшения, которые производились во Франции с 1915-го до начала 1940-х, воплощали в себе новую эстетику ар-деко; их отличали удлиненные формы, мягкие тряпичные тела, лица из шелка или хлопка, искусно расписанные красками. Стоит отметить, что русские художники привнесли определенный стиль в текстильную куклу: их персонажи были немного странноватые, с отрешенными лицами. Среди самых интересных – куклы русской художницы Марии Васильевой, которая жила в Париже.
- Расскажите, пожалуйста, об аукционе игрушек и кукол, который Вы проводите в Париже. Кто принимает в нем участие, какие тенденции вы наблюдаете?
- Аукцион проходит каждые два месяца. Обычно мы выставляем 300-350 предметов. Интерес к ним с каждым годом увеличивается, участников становится все больше. Обычно коллекционирование – мужское занятие, но с куклами все иначе: их собиратели - в основном женщины, главным образом, японки и итальянки. Однажды мы продали на этом аукционе редкую и очень дорогую куклу-автомат для московского ресторана «Пушкин».
- Вы почти всю жизнь общаетесь со старинными куклами. Что вы ищите в этом виде искусства – мистику, эстетику, историю?
Я не первый и не последний, кто ставит целью своей жизни признание куклы предметом искусства. Конечно, куклы есть во многих крупных французских музеях, но, как правило, их хранят в запасниках вместе с прочими предметами декоративного искусства. Кукла еще никогда не была представлена как настоящее произведение искусства, поскольку и исторический отрезок ее существования слишком короток, и тема пока плохо изучена. Между тем, я уверен, что кукла – это настоящий человеческий микрокосмос. За каждой из них стоит подчас удивительное разнообразие реальных событий и судеб!
У меня тоже есть своя коллекция – небольшое собрание редчайших королевских кукол XVIII века. Они очень странные, необычные, и об их существовании знают не более трех-четырех человек во всем мире, так что эти куклы даже не имеют рыночной цены.
Меня всегда интересовали не только имена производителей кукол, но и биографии, истории их жизни, чем, кстати, до меня никто не занимался. Теперь я знаю о них довольно много, и могу сказать, что это очень богатый мир, подчас весьма драматичный. Многие кукольники умирали в нищете, кончали жизнь самоубийством, а сейчас их куклы стоят целые состояния. Знаменитый и очень талантливый Этьен Денамур, например, скончался от голода, фабрикант, придумавший кукольные глаза со стеклянным хрусталиком внутри, ослеп. Другой разорился и ушел в море, пока волна не накрыла его с головой… «Кукольный король», знаменитый Эмиль Жюмо, в конце жизни делал фотоаппараты, Брю выпускал пианино. Они были очень разными людьми, но каждый оставил свой незабываемый след в кукольном искусстве. Именно это разнообразие индивидуальностей и позволяет назвать XIX век «золотым кукольным веком».
Благодарим Франсуа Тэмера за интервью и предоставленные материалы.
Журнал «Кукольный Мастер» №15.
Размещение информации на канале:
Издатель журнала «Кукольный Мастер» - Лана Летта. Почетный Президент Культурного Фонда поддержки и содействия развитию кукольного искусства «КУКЛЫ МИРА», учредитель выставки «Искусство Куклы», основатель «Музея Истории Куклы», руководитель «Школы Кукольного Дизайна», учредитель и организатор выставки «Гранд Текстиль»;
Главный редактор журнала «Кукольный Мастер» - Ольга Лахина. Соорганизатор выставки «Искусство Куклы» в Москве, организатор выставок «Время Кукол», «TeddyFun», «Курочка Ряба», «Крафт Базар» в Санкт-Петербурге и «Фабрика мечты» в Берлине. Член Творческого Союза Художников России (секция галеристов и кураторов). Исполнительный Директор Фонда поддержки и содействия развитию кукольного искусства «КУКЛЫ МИРА». Лауреат международной награды «ПАНДОРА»;
Выпускающий редактор – Анна Поваркова.
Журнал «Кукольный Мастер» - единственный в России полноформатный специализированный регулярный журнал для профессиональных художников и любителей авторской куклы и мишек Тедди.
Формат — 210х300
Количество полос — 88
Периодичность — 4 раза в год
Журнал издается на русском языке.
Приобрести выпуски печатной версии журнала «Кукольный Мастер» можно здесь:
«Академия Творчества» www.akademiyatvorchestva.ru www.instagram.com/akademiyatvorchestva
Партнеры канала:
«Школа Кукольного Дизайна» www.dollschool.ru
Выставка «Искусство Куклы» www.dollmanege.ru
Выставка «Время Кукол» www.dolltime.ru
Выставка «Гранд Текстиль» www.grandtextil.com
Выставка «Hello Teddy» www.helloteddy.ru
Выставка «Moscow Fair» www.mosfair.ru
Галерея «Вахтановъ» www.artdolls.ru
Группа журнала «Кукольный Мастер» в Фейсбук www.facebook.com/groups/410290149088619
Группа журнала «Кукольный Мастер» в Инстаграмм www.instagram.com/dollmaster_magazine
Группа журнала «Кукольный Мастер» в Вк