Найти в Дзене
Andrey Pochinkov

Простая политология, или Рождение Левиафана

Простая политология, или Рождение Левиафана

===============

Этатисты говорят, что государство существовало всегда, на всем протяжении истории человечества. Но это чушь.

Чтобы подтвердить это, этатисты просто называют государством все формы жизни человеческих сообществ во все века на всех территориях. Не обращая внимания на любые различия в организации этих сообществ.

В реальности же современное национальное государство возникло сравнительно недавно. Оно было порождено философией европейского романтизма (конец 18 - начало 19 века). Романтизм изобрел абстракцию "нация" - произвольное объединение людей, живущих на определенной произвольно выбранной территории и говорящих более-менее на одном языке либо на диалектах одного языка. Причем с точки зрения лингвистики это деление абсолютно условное и много раз с тех пор корректировалось. Впрочем, с "историческими территориями" все еще гораздо хуже.

Для создания "национальных государств" потребовалось развалить империи - сложные конгломераты территорий о чрезвычайно сложной системой организации общества. Основой империй была детально проработанная система собственности на землю. А вовсе не "абсолютная власть монарха", как пишут в учебниках истории для государственных школ.

Император и короли не имели правительства в современном понимании слова. Их министры управляли делами двора. Землевладельцы, горожане и прочие подданные имели определенные обязательства перед короной (да и то не все и не всегда). Но не было ни "вертикали власти", ни армии чиновников, ни беспощадного тотального налогообложения.

Всё это создали стартаперы из проекта "государство" в результате "буржуазных" революций. Вооружившись идеями романтиков (народ, нация) и утопистов (свобода, равенство, братство). они разрушили систему собственности, существовавшую тысячелетия. И действовали они вовсе не в интересах "нарождающегося класса капиталистов", а исключительно в собственных корыстных интересах.

Власть аристократов-землевладельцев была исключительно рациональной. Она устраивала практически всех, вплоть до крестьян-арендаторов. И она абсолютно не препятствовала развитию промышленности, как нам врут псевдоисторики-марксисты. Землевладельцу все равно, кому сдавать землю в аренду, его интересует только регулярный доход.

Чему действительно препятствовала аристократия - так это нарушению прав собственности. Монархи и феодалы были гарантами соблюдения этих прав на подвластных территориях. И в подавляющем большинстве случаев они не нарушали эти права и не позволяли их нарушать другим, выступая как арбитры и как ЧОПы-ЧВК. Потому что были кровно заинтересованы в соблюдении стабильности правовой системы.

В частности поэтому в феодальной Европе практически не было примеров деспотического правления. Система отвергала любые попытки правового произвола. Ответ следовал немедленно - либо в форме восстания ("Михаэль Кольхаас") либо в форме кары от сюзерена.

Поэтому, чтобы взять под контроль собственность населения, необходимо было уничтожить "власть" аристократии. То есть стабильную систему прав собственности на землю - базу для всех прочих прав собственности.

Только после этого удалось сформировать то, что мы называем государством сегодня. Где любая собственность условна и может быть в любой момент конфискована властями (которые уже без кавычек). Где люди делятся с бенефициарами предприятия "государство" долей с любого своего дохода, вплоть до наследства от родителей и даже до подарков. Где люди вполне официально полгода работают на государство и только полгода на себя.

Во времена "мрачного Средневековья" войны представляли из себя продолжение судебных споров между наследниками земельных владений. И участвовали в них почти исключительно профессиональные вояки (обычно очень небольшие группы, максимально сотни человек). Большие армии не мог позволить себе ни один феодал.

Только благодаря национальному государству войны приобрели тотальный характер. Поскольку население превратилось в рабов. в пушечное мясо. Бывшие собственники и арендаторы превратились в рабов государства. А предлогом для войн стало присоединение "исторических территорий". Что было просто невозможно "при феодалах", когда границы родовых земель были всем известны и зафиксированы во множестве документов.

Разумеется, реальной причиной этих войн было увеличение территории и числа подданных - налогоплательщиков и пушечного мяса.

Для наглядности и лучшего понимания этого процесса интересно посмотреть на историю колоний после распада колониальных империй. Там тоже возникли "национальные государства" (буквально из воздуха), там появилась "демократия" (тупо скопированная из Европы). И начались территориальные войны.

Еще один важный аспект - "нацменьшинства". В любом "национальном государстве" они необходимы как "внутренний враг". Который поражен ив правах, которого можно в любой момент подвергнуть любой конфискации. И на которого можно направить гнев "нации" при любой экономической проблеме. Вплоть до геноцида.

Очень удобна для бенефициаров фирмы "государство" и классовая теория Маркса. Не случайно в подавляющем большинстве нацгосударств к власти сразу или вскоре пришли социалисты всех мастей. Стравливать различные слои населения между собой удобно для удержания власти. А заодно можно полностью разрушить институт собственности, объявив собственность кражей, а сотрудничество эксплуатацией. А власть - независимым арбитром.

======================

После кровавого дележа собственности феодалов национальное государство начало процесс неумолимого расширения. Постепенно оно захватило все ключевые позиции в жизни общества. Включая деньги.

После этого начался отсчет времени до полного крушения нашей цивилизации. Мировые войны, великие депрессии - все это лишь симптомы.

Таймер еще можно остановить. Но для этого придется сделать несколько шагов назад:

1. Вывести деньги из-под контроля государства (возврат к золоту).

2. Ликвидация монополии на насилие (госполиции, спецслужб, судов).

3. Восстановление строгой системы прав собственности, начиная с земли. Никакой "государственной" и "общественной" собственности! И категорический запрет на любую экспроприацию.

Это недостаточные, но совершенно необходимые условия для того, чтобы таймер начал обратный отсчет. От неизбежной катастрофы в сторону процветания