Алевтина Пыжова – известная русская художница, работающая в стиле naive art., примитивизм. Алевтина Дмитриевна – личность неординарная, творческий фанатик, ни разу за 70 лет не покидала родной Москвы.
Говорит, что ей некогда мотаться по миру, потому что надо рисовать. Она называет туристов бездельниками и совершенно не понимает зачем ей ходить по музеям и рассматривать чужое искусство, ведь у нее есть свое собственное.
Работы Пыжовой находятся в частных и музейных коллекциях всего мира: России, Израиля, Америки, Германии, Франции, странах СНГ, Голландии, Бельгии и других. Рекорд – 600 картин в руках одного коллекционера.
Небольшая комната в московской квартире, где она живет и работает – ее творческий эдем, который больше похож на музей. Сотни картин, краски, кисти, старые фотографии и масса предметов, которые накопились за жизнь – занимают 80% процентов комнаты. На остальных 20 живет, творит и получает кайф от жизни талантливая наивная художница Алевтина Пыжова. Только здесь, в окружении своих творений ей комфортно, уютно и безопасно. Проснулась и за работу над очередным сказочно-мистическим сюжетом – это счастье Пыжовой.
Как становятся художниками наивного искусства
Родилась художница в 1936 году в семье военнослужащих, работающих в Министерстве внутренних дел. Папа, которого Алевтина обожала, умер, когда ей было всего 13 лет. Дальше по жизни она пошла с мамой, сестрой и братом. Творчество присутствовало в жизни художницы с ранних лет. Она рисовала всегда и везде, где только это было возможно. Маленькая Алевтина мечтала посвятить этому жизнь. Казалось, судьба уже приготовила для талантливой девочки карьеру знаменитой художницы и осталось всего ничего – только поступить в один из художественных московских вузов. Но жизнь Алевтины пошла по иной траектории.
Попытка Пыжовой поступить после окончания школы в Художественное училище окончилась неудачей. Дело в том, что с детства Алевтина Дмитриевна не видит одним глазом. Это обстоятельство заставило советских учителей живописи отказать талантливой девочке в приеме на учебу. Они вынесли ей свой авторитетный вердикт: «Художник не может быть с необъемным зрением». Говоря языком военных, Алевтина Пыжова оказалась негодна к службе на благо советского искусства.
Спустя полвека Алевтина Дмитриевна с улыбкой рассуждает о художественном образовании: «Зачем мне учиться рисовать, если я итак умею».
Интересно, какой бы отпечаток наложило на творчество художницы советская школа живописи? Были бы ее работы столь же честными и проникновенными? Сейчас это уже вопрос риторический. Все случилось так, как случилось и сегодня Алевтина Пыжова признанный мастер наивного искусства.
После неудачи с поступлением Алевтине Пыжовой пришлось отложить амбиции художника до лучших времен и пойти трудиться на административную работу. Замужество, рождение дочери, семейные хлопоты, унылая каждодневная работа не позволяли художнице заняться столь любимым ею рисованием в полной мере.
В редко выпадавшее свободное время она вышивала гладью, преимущественно картины, вырезала маски, фигурки людей и животных, расписывала подносы, шила лоскутные одеяла, делала куклы и детские игрушки. И мечтала о пенсии, когда, наконец, у нее появится много свободного времени.
С 1991 года и по сей день Алевтина Пыжова расстается с кистью только на время сна, все остальное время она рисует, рисует и рисует. Словно пытается наверстать все то, что было упущено за прошедшие годы.
Как истинный примитивист, не получивший академического живописного образования, Алевтина Дмитриевна творит интуитивно. Композиция, подбор цвета, техника исполнения – все на уровне внутренней потребности сделать именно так, а не иначе.
Пыжова рисует очень много, и она всегда творчески «голодна». Возможно поэтому у нее никогда не бывает кризиса жанра и дефицита идей для картин. Алевтина Дмитриевна признается, что иногда видит сюжеты своих картин во сне. А иногда даже может управлять своим сновидением, например, кушать во сне и чувствовать вкус еды.
Стиль Пыжовой
Сама Алевтина Дмитриевна считает, что у нее нет ярко выраженного стиля. Но это, конечно, не так. Среди сотни картин разных художников манеру живописи Пыжовой узнаешь сразу. Ее художественный мир в стиле фольклорной сказки отличают спокойные локальные цвета, мифологические герои и фантастические сюжеты. Картины Пыжовой наполнены особой искренностью и наивной простотой.
Но так и должно быть. Все художники, создающие наивное искусство от Леонова до Русо всегда опирались на свое собственное художественное чутье.
Что рисует Алевтина Пыжова
Главная тема ее творчества — любовь в любом ее проявлении. И это не удивляет. Молодость Алевтины Пыжовой была довольно бурной в плане любовных отношений. Мужчины влюблялись в пышную голубоглазую блондинку в доли секунды. За нее дрались до первой крови и добивались внимания очень достойные мужчины. Среди поклонников был даже Владимир Высоцкий. С великим артистом Алевтина познакомилась в одной компании, куда была допущена только советская «золотая молодежь». Но с Высоцким долгого романа не случилось, поскольку Алевтина не захотела разбивать свою и его семьи.
В картинах художницы много эротики. Некоторые сюжеты очень откровенны. Но Алевтина Дмитриевна совершенно не стесняется рисовать сцены любви между своими героями. Всех своих персонажей она наделяет человеческими качествами, даже если это русалка или динозавр. Значит, и любовь им не чужда.
Ее герои – это, в основном диковинные животные, птицы, люди, мифические или сказочные существа. Но все они живые. Пока идет работа над картиной, Алевтина Дмитриевна общается с персонажами, которых рисует. А писать неодушевленную предметную натуру ей не столь интересно. Исключение составляет только природа и городские пейзажи.
Алевтина Дмитриевна рисует акрилом. Начинала с картин маслом, но аллергия заставила ее найти единственно возможный вариант – акрил. Хотя художница не любит его, говорит, не дает градиента. Впрочем, это не мешает ей создавать оригинальные контрастные полотна.
Пыжова не верит в Бога и государство, не особенно жалует политиков. Однако с удовольствием рисует картины на тему библейских сюжетов (картина Адам и Ева, рай и ад), ведь это тоже своего рода мифология. У нее есть работы на антикоммунистические темы, которые она часто визуализирует в портретах политиков.
Ленин и Сталин интерпретированы как злодеи. Большинство портретов наделены яркой экспрессией. Например, однажды знакомые попросили нарисовать Ленина. Они хотели повесить картину в туалет. Но Ленин у Пыжовой получился хитрый и люди не могли ходить в туалет, им было так смешно, что это мешало справлять нужду. Пришлось убрать портрет из клозета.
Несмотря на затворнический образ жизни Алевтина Дмитриевна очень раскрепощенный, современный и немного противоречивый человек. Говорит, что не верит в приметы. Но… никогда не рисует огонь.
Недавно художница узнала, что ее картины срисовывает некая женщина. На это Алевтина Дмитриевна философски заметила: «Копировать картины – тоже талант. Вот я, например, не умею этого делать. Никогда не смогу повторить даже свои картины один в один».
Ольга Маx.
Благодарим коллекционера за предоставленные фотографии картин.
Я все равно люблю эту стерву…
Она любила его, а он ушел к нему
История одного сражения за мужа