Найти в Дзене

Семейное образование = Свободное Образование.

С самого раннего детства мы не понаслышке знаем слова “надо” и “должен”. Переоценить их значение практически невозможно. Каждый уважаемый себя человек знает правила жизни, которые закладывались с рождения родителями и подкреплялись красочным фольклором, пословицами вроде “Терпение и труд всё перетрут”, “Без труда не выловишь и рыбку…” . Редко встретишь среди народного творчества, в которое нас посвящали, высказывания, призывающие слушать внутренний голос, учиться понимать и принимать себя, свои желания, поощрять хотения. Всё больше слепого исполнительства, безвольной и бездумной нагрузки, определяемых тем самым “надо”.

В современном мире всё чаще можно встретить человека, который руководствуется чувствами и ощущениями и ставит их в приоритет, будь то бытовой вопрос или судьбоносный. Прежде чем принять решение при выборе работы или окружения, места отдыха или спутника жизни спрашивает себя “А чего я хочу??”.

Какой ежедневный выбор делает ребёнок в своей судьбе? Может ли он, руководствуясь чувствами и желаниями, а не страхами, выбрать, чем хочет заниматься уже сегодня? А имеет ли он такое право?

Удивительно, что по Конституции РФ ребёнок 10 лет может участвовать в судебном процессе и высказать своё мнение относительно порядка проживания и общения с родителями, но в вопросах собственного образования не принимает никаких решений, если только это не математическая задача. Не берем частные случаи. Речь об общей ситуации в семье граждан среднего класса и около того.

Так имеет ли право ребёнок принимать участие в вопросах учебного процесса, его устройства, регламента, режима, нагрузки или это прерогатива исключительно педагогического состава, родительского комитета и вообще ни его ума дело? Надо сказать, что российский закон об образовании позволяет нам довольно широко взглянуть на этот вопрос. Даёт огромную свободу. Тем не менее по статистике лишь 2% школьников России выбирают альтернативные формы обучения. Они же, живя в XXI, всё-ещё выглядят в глазах окружающих как “белые пальто”, выскочки и самодуры. Но здоровых людей не пугает оценка и мнение со стороны.

-2

Так какими мы хотим воспитать видеть своих детей в будущем? Должно быть почти каждый родитель скажет “счастливыми”, “успешными “, “свободными”, “самостоятельными”. Возвращаясь к школьному вопросу, а как человек, не имеющий веса и слова в организации 10-11 лет собственной жизни, детства, а потом и юности, может придти к самостоятельному решению, кем работать, с кем жить и как жить? Как человек, идущий на поводу “надо” и “должен”, в угоду родительским тревогам, собственным страхам, такой большой и крайне важный отрезок своей жизни, вдруг станет зрелой, волевой личностью, берущей ответственность в свои руки. Ведь для того, чтобы понять кто ты, нужно хотя бы уметь честно в ежедневном порядке отвечать на вопрос “какая музыка мне нравится” или “что я хотел бы съесть на завтрак”. Трудно представить, что ребёнок, успех и состояние которого целиком и полностью определяется количеством пятерок в дневнике, а в большинстве случаев последующей эмоциональной оценкой домашних, может не зависеть от чужого мнения. Внимание: не важно какого характера эта оценка.

Подростковый возраст особенно ярко отражает внутренний протест против любого рода систем, правил и ожиданий. Но часто это время и сопутствующие события принято просто пережить и забыть, как страшный сон, не вникая в недра и глубины сущности подрастающего поколения. Ребёнок в этом возрасте часто представляет проблему для родных и учителей, но выкапывать “зарытую собаку” страшно.

-3

Семейное образование, как официальная форма обучения, подразумевает, что вся ответственность возлежит на семье, где проживает ученик. Это значит, что любое решение, принимаемое этой семьёй безоговорочно верно. Это значит, что учить или не учить - теперь только их вопрос или задача. СО может подразумевать как четкое следование государственной программе, так и абсолютную свободу, а главное волю заниматься тем, чем пожелаешь.

Почему я так подчеркнула слово “воля”? Что есть воля…? Принято считать, что умение “взять себя в руки” и заставить сделать то, чего очень не хочется, и есть воля. Волевое действие, поступок. И это автоматически отсылает нас в начало статьи, где имеют место размышления на тему о смысле слов “надо” и “должен“. На мой скромный взгляд ВОЛЯ – это желание что-либо сделать и возможность это реализовать. Очень важно здесь слово “желание”. Оно прекрасно. И слово и само действие. Желать значит хотеть, иметь в себе силы, понимать, чего хочется. Вольны сделать - значит свободны!! А как можно чувствовать себя свободным, а значит вольным, исполняя ненавистное задание или поручение?

СО-шники вольны выбирать. Заручившись поддержкой взрослых, они имеют возможность изучать то, что особенно нравится, уделять внимание тем сферам жизни, которые представляют особенный интерес. И у каждого он разный. Все мы очень разные, нельзя не брать во внимание этот факт. Необязательно дожидаться 7 класса по системе средней общеобразовательной школы, чтобы начать изучать законы физики. Ведь физика - это сама жизнь. Всё,что нас окружает так или иначе можно объяснить с точки зрения науки. А для людей интересующихся, это особенно увлекательно. То же самое с географией. Только представить, что нудные безликие контурные карты сменяются реальными путешествиями, знакомством с местностью, культурой городов и государств. Такая возможность появляется, если ты не обременен ежедневными походами в школу и выполнением домашних заданий. И, если родители обладают необходимым временем и включаются в процесс, учеба способна подарить не только столь желанные знания, но еще тёплые, близкие отношения всей семье.

В том случае, если СО – это осознанный выбор, где в приоритете духовные ценности, где ребёнок прежде всего человек, личность, нет места черно-белому миру. Миру, в котором оценки, даже не отметки, а мнения окружающих решают. Где такой сомнительный успех, как красный диплом и золотая медаль становится во главе угла, где человеческие чувства и желания – ничто, в сравнении с материальными благами.

-4

СО как Свободное Образование – не роскошь и блажь, а необходимость перехода на новый уровень развития человека, современного человека.

Автор: Виктория Туровская

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Для детей на семейной форме обучения
Для детей на семейной форме обучения

Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал. Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.

-6