В одном из постов нашей группы в VK я писал о знаменитом чекисте Тайво Вяхе, он же Иван Михайлович Петров. Вяхя был участником знаменитой операции Трест, но нас интересует период его службы на просторах Забайкалья, в начале 1930-х. Простые забайкальцы, бывшие в недавнем прошлом бедными, но гордыми казаками сражавшиеся за свободу и право быть хозяевами на своей земле в гражданскую, в конце 1920-х, начале 1930-х годов страдали от гнета коллективизации, насаждаемой пришлыми с запада людьми. С 1920 года, во времена ДВР началось создание коллективных хозяйств, коммун, трестов. Какие-то формы совместного хозяйствования не приживались, какие-то наоборот. Люди сами решали, быть ли им в коммуне или быть единоличниками. Коммуны в забайкальских условиях были малоэффективными, тому примеров множество. Достаточно посмотреть на ситуацию в юго-восточном Забайкалье в 1920-х, где традиционно выращивали злаки, наблюдался голод и первые крестьянские бунты. Многие единоличники окрепли. Если раньше деревня была преимущественно бедняцкой, с редкими кулаками-мироедами, то теперь же преобладали середняки.
Советы начав борьбу с кулаками, скоро взялись и за середняков. Единоличные, сильные крестьянские хозяйства им были не нужны, главной их опорой и поддержкой должны были быть исключительно бедняки объединенные в колхозы. Не смотря ни на что, следующие за выполнением плана, даже в ущерб собственным интересам. 8 апреля 1931 года вспыхнуло восстание казаков. В историю оно вошло как Уровский мятеж. Тайво Вяхя служивший тогда на Ильинском пограничном посту стал непосредственным участником событий. Позднее он писал в своей повести «Ильинский пост»: «Все добро артельным стало. Общим называли, а обратили его в бесхозное. В кучу бросали не очищенные от земли плуги, культиваторы и бороны, купленные еще дедами и переходившими от отца к сыну». И действительно в массовом сознании и сегодня общее ассоциируется с не чьим.
Далее Вяхе пишет:
«Проходит казак мимо такого загромождения и глазами в той куче свой бывший плуг ищет. Находит его, останавливается и вспоминает: за тем плугом он сотни верст по полям шагал, семью содержал и сыновей на царскую службу справлял. Лежит теперь этот плуг и ржавеет, и никому до этого дела нет. Подойдет, бывало казак к своему коню, мает свою думу. Махнет потом рукой и уходит шагом уставшего и во всем сомневающегося человека. Общие теперь кони. Обезличены хомуты и не чинят хомутин. Потертости образовывались у коней и раны. Сдали в теле, осунулись. Подойдет казак к своему коню посмотрит и убегает:
- Ты прости Рыжий, уж извиняй. Не по моей это воле».
Даже чекист, большевик Вяхе понимает, как тяжело было смотреть работящим людям на все это коллективное безобразие. От этого хорошо было только коммунистам, да тем, кто привык на печи лежать, спать до обеда, да пенять на соседа. Принцип каждому по способностям и каждому по труду не работал.
К примеру, из 10 «общепользователей». Реально работают в поте лица, как привыкли, как для себя 4 человека, 3 спустя рукава, для видимости, а три ничего не делают, как привыкли, самогон пьют, да приговаривают, смотря на других: - Работа дураков любит.
Вот и получается, что четверо шестерых обрабатывают, да еще товарищей с города. А себе? Своей семье что?
Драма деревни 1930-х в том, что в классового врага был превращен крестьянин труженик. Который за десятилетие после Гражданской войны окреп, стал полноправным хозяином на своей земле. Советская власть боялась, что зажиточный крестьянин середняк может превратиться в богатого крестьянина кулака. Этого никак нельзя было допустить. Ведь Советская власть – это власть бедняков. Кулаки - это возврат к прошлому. Властями был нанесен превентивный удар. Врагами помимо кулаков, объявили и середняков как их пособников. Всех стали заставлять вступать в колхозы. Середняк не мыслим без любви к своей земли, которая его кормит.
Логика была проста, забери у крестьянина собственную землю, сделай общей, исчезнет и проблема середняков и кулаков. Но «партийные мудрецы» не учли, что без владения землей, нет и любви к ней, нет желания на ней хорошо работать, ухаживать за ней. Значит и нет хорошего работника.
Многие забайкальцы стали оказывать сопротивление политике коллективизации. Восстанием была охвачена территория современного Нерзаводского района. Против Советской власти и насилия выступили жители сел Усть-Берея, Алаширь, Талакан, Морон, Козулино, Ильдикан, Грязное, Гондымбой, Поперечный Зерентуй. Из добровольцев, в основном бывших участников партизанского движения времен гражданской, был сформирован ударный, конный отряд повстанцев. Его численность составила примерно 150 человек.
Во главе небольшого войска повстанцев встали М.П.Пичугин и А.Н.Башуров.
Под их руководством отряд предпринял рейд по селам Джамбури, Хомяки, Домасово, Сивачи, Уровские Ключи, Богдать, Зерен, Горбуново. Так же было совершено нападение на Илинский пограничный пост. На котором как раз служил Тайво вяхе.
Предводитель восстания Пичугин сам был родом из Ильи, в гражданскую он был командиром эскадрона, 4 кавалерийского полка партизан. Вернувшись с войны, Максим Петрович занялся сельским хозяйством и это у него неплохо получалось. Семья его не голодала. Как говорят, богатством не славилась. А достаток имела. Но последующая коллективизация порушила счастливую, мирную жизнь. Принудительные продовольственные и лесные заготовки, раскулачивание середняков, вели к обнищанию народа. Печугин не ожидал такой подлости от власти за которую воевал. Нужно было заставить коммунистов слушать народ, другого выхода кроме восстания не было. Коммунисты понимали и уважали только язык силы. В ходе боя с пограничниками в родной Илье Печугин погиб 9 апреля 1931 года. Погиб сражаясь, как и в гражданскую за свободу и счастье народа, за жизнь без указки и страха арестов. Заместитель Печугина Андрей Башуров с отрядом отправился дальше. Ильинские пограничники отправились за ними вдогонку. Впоследствии пограничники рассказывали, что они в тот момент были единственными кто встал между казаками и их врагами, не допустили гибели советских людей. В последующие годы считалось, что восстание удалось подавить мирным путем – путем уговоров.
К повстанцам было обращено воззвание:
«Товарищи казаки! Кто вам говорит, что вы против Советской власти? Вранье это и чепуха. Какие же вы враги трудового народа? Ошиблись вы, и за это ошибку мы вас наказывать не будем. И за Илью не накажем. Ничего у вас там не вышло, и мы потерь не имели. Вернитесь домой! Пахать и сеять пора. Коней сдавайте, где брали, и оружие нам сдавайте! Беритесь за посевные работы. Никакого наказания вам не будет. Людей только не обижайте, и не троньте общественного добра! За такие дела мы строго накажем. Вернитесь домой казаки! Побаловались и будет!».
Казалось бы Советы хотят разрешить все миром, но так ли это? Присмотритесь внимательно к воззванию, что оно на самом деле говорит. 1. Коммунисты на самом деле понимают, что повстанцы не враги народа. Тогда кто враг?
2. Коммунисты считают, что только они правы, а восставшие казаки, темный народ, который может только ошибаться.
То есть мысль, что правы казаки, а не коммунисты отвергается, хотя выше говориться, что они не против Советской власти.
3.Коммунисты призывают казаков вернуться домой, пахать и сеять. То есть они нужны им исключительно в качестве рабочих на пашнях. О том, чтобы говорить на равных и решить проблему вызвавшую недовольство, речи не идет.
Призывы пахать употребляются несколько раз.
4. Коммунисты призывают не трогать общее имущество. Но ведь общее это же их народное, казаков добро. Отданное добровольно на пользу всех. Коммунисты угрожают наказанием, если казаки посягнут на него. Конечно обещания, что наказывать ни кого не будут, были ложью. Многие конечно на них повелись и сдались на милость властям. Те, кто знал истинную цену обещаниям, вместе с семьями скрывались в лесах. На них устраивали облавы. Но многим удалось бежать за границу. Среди спасшихся был, и Андрей Николаевич Башуров. Семьи тех, кто бежал в Китай, были выселены в казахские степи, через два года. В том или ином роде участники мятежа понесли наказание. Впоследствии Тайво Вяхе говорил:
«Я никогда не думал, что казаки могут повернуть оружие против своих же. О дальнейших событиях знаю только, по слухам. И сожалею о случившемся. Долго и тщательно подготовленный мятеж провалился, не нанес нам заметного вреда. Печугин Максим Петрович главарь ватаги погиб при нападении на Ильинский пост, и нелепо от случайного выстрела, погиб казак Закаменского поселка, активно помогавший нам. Пять человек остались в тайге».
Конечно, легко смотреть и рассуждать на минувшее через призму десятилетий, назначать виновных и жертв. Вероятно, в тех условиях было невозможно действовать по-другому. Насилие всегда порождает насилие. Любая власть обязана защищаться, впрочем, как и народ.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.